Elite-Home

Станислав Монюшко

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Станислав Монюшко (Stanislaw Moniuszko)

 

   Станислав Монюшко - польский композитор. Станислав Монюшко родился 5 мая 1819 года в имении Убель, неподалеку от Минска. С детства его окружала атмосфера старосветской усадьбы, где звучала польская и белорусская музыка. Обязательным атрибутом быта были музыкально-литературные, а зачастую и театральные вечера. Ради широкого образования сына семья переехала в 1827 году в Варшаву. Здесь, до лета 1830 года Станислав учился в школе пияров, где большое внимание уделялось изучению естественных наук и новых языков. Уроки музыки ему давал замечательный органист протестантской церкви Аугуст Фрейер. Культурная жизнь Варшавы не могла не вдохновить начинающего музыканта: здесь выступали скрипачи Паганини и Липиньский, пианисты Гуммель и Мария Шимановская, и, наконец, именно тогда в Варшаве блистал гений Шопена. До настоящего времени нет никаких сведений о том, был ли знаком Монюшко с Шопеном, однако они жили неподалеку и посещали одни и те же музыкальные дома Варшавы. В год ноябрьского восстания 1830 года оба композитора покинули Варшаву. Монюшко вернулся в Убель, а затем переехал в Минск для продолжения обучения в гимназии.
   В 1836 году Станислав Монюшко впервые приехал в Вильно, - здесь состоялась его помолвка с Александрой Мюллер, определившая его дальнейшую судьбу. Мать невесты, вдова полковника, условием своего согласия на брак поставила получение какого-либо специального образования, поскольку Станислав по болезни не смог окончить гимназию и поступить на государственную службу. Семья Монюшко остановилась на музыкальном образовании и отправила сына учиться в Берлин, который славился тогда не только солидным статусом своих институтов, музыкальными традициями, но и культом романтизма. В знаменитой "Singakademie", к руководителю которой К. Ф. Рунгенхагену Монюшко определили на обучение, господствовал метод средневекового цехового обучения. Станислав не столько получал уроки по гармонии, контрапункту и композиции, сколько помогал мастеру в его работе: расписывал голоса по партитуре, учил с певцами их партии, делал переложения - целью его деятельности была подготовка произведения к исполнению. В Берлине Монюшко привлекла музыка, связанная с искусством слова - песня, кантата, опера, к этим годам относятся его первые вокальные опусы. К 1840 году Станислав получил необходимый опыт для дальнейшей музыкальной деятельности, и в августе 1840 года в Вильно состоялось долгожданное бракосочетание. Несмотря на полученное образование, Монюшко по-прежнему считался землевладельцем, однако его отец хозяйствовал неудачно, и состояние семьи уменьшалось. Постепенно у молодой четы возник план завоевать положение в музыкальном мире русской столицы, и в августе 1842 года Монюшко впервые приехал в Петербург. К этому времени он уже был отцом двоих детей и не располагал деньгами, чтобы оставаться в столице и искать место работы. Все должности были заняты. В том же 1842 году Монюшко получил скромную должность органиста в костеле Св. Яна в Вильно и поставил свои первые оперетты в небольшом театре Шмитгоффа в Минске. Тогда же возник замысел выпуска первого "Домашнего песенника". К виленскому периоду относятся четыре выпуска "Домашнего песенника". В 12 тетрадей песенника, 6 из которых были опубликованы при жизни Монюшко, вошло 260 песен. И в Польше, и в России критика высоко оценила значение этих произведений, однако распространение их в Польше шло очень медленно, поскольку общество не было готово к восприятию серьезной отечественной музыки. Он провел в Вильно 18 лет, не покидая его из-за необходимости заработка, выезжая изредка только в Варшаву и Петербург. Даже в Вильно немногие знали, что скромный органист костела и автор известных сборников - один музыкант. Признание приходило медленно, но композитор стремился к высоким целям. Романтическое поколение того времени видело в опере вершину музыкального искусства, и Монюшко, вдохновленный примером русских композиторов, стремился к созданию национальной польской оперы.
   В 1846 году в связи с постановкой оперетты "Лотерея" Монюшко посетил Варшаву, где познакомился с молодым поэтом Влодзимежем Вольским, который к тому времени уже был автором поэмы "Галька", описывающей историю деревенской девушки, брошенной любовником-шляхтичем. Вольский прекрасно чувствовал сцену и быстро переработал поэму в либретто, привезенное Монюшко в Вильно в октябре 1846 года. После успеха "Гальки" в Вильно Монюшко пишет кантаты, песни, оркестровые сочинения. Его по-прежнему беспокоит проблема заработков, связанная с увеличением его семьи, и композитор предпринимает в 1849 году новую поездку в Петербург. Два авторских концерта прошли с большим успехом и представили лучшие сочинения Монюшко - фрагменты "Гальки", кантату "Мильда" и симфоническую увертюру "Сказка", однако они не оправдали его финансовых планов. Творчество Монюшко всегда находило горячий отклик у русских музыкантов, исполнению его произведений и продвижению его творчества содействовали Глинка, Даргомыжский, Кюи, Серов. За эти годы изменилась к лучшему и ситуация в Варшавском оперном театре. Несмотря на доминирующие позиции итальянской оперы, именно иностранные музыканты содействовали продвижению "Гальки" на варшавскую сцену. Итальянский дирижер Кватрини по подсказке друзей Монюшко заинтересовался новой польской оперой. Общественное мнение патриотических кругов также сыграло свою роль, и "Галька" наконец-то была поставлена в Варшаве. Восторг она вызвала необычайный, и все последующие представления в течение многих лет приносили полные сборы. Новое издательство "Гебетнер и Вольф" приобрело право на издание оперы, а старая фирма "Зенневальд" выпустила 9 песен из оперы. Успех постановки получил отклик даже в зарубежной прессе, и прошедший следом концерт-бенефис дал неслыханный по тем временам доход - 5 тысяч рублей. Инициатором этого концерта, равно как и последовавшей за ним поездки в Париж, стала ученица Шопена, жена попечителя варшавских театров Мария Калергис. Именно она способствовала своим влиянием тому, чтобы Монюшко получил пост дирижера Варшавской оперы. Он занял это место в конце 1858 года, и его семья переехала в Варшаву на Краковское предместье. Переезд стал большой удачей для Монюшко: он наконец-то занял место, где его талант мог проявиться в полной мере, кроме того, интриги сделали дальнейшее пребывание в Вильно невозможным.

   Став дирижером Варшавской оперы, Монюшко постоянно вводил в репертуар лучшие, хотя и немногочисленные произведения своих предшественников. От него самого публика с нетерпением ждала новых опер, и в год варшавской премьеры Монюшко представил соотечественникам новую одноактную музыкальную комедию "Сплавщик леса". Эта картина жизни на Висле была набросана на берегу Сены во время летней жары. Поездка в Париж стала единственным большим путешествием Монюшко. Однако наибольшее впечатление в этом путешествии на него произвел древний Краков, располагавшийся на его пути в Германию и Францию. В Германии композитор был удивлен интересом к изданию своих песенников, познакомился с Листом в Веймаре и пришел в восторг от прекрасных театров и многочисленных оркестров. Париж его разочаровал. Работа в театре была сложной: Монюшко приходилось преодолевать интриги музыкальной среды, негативное отношение цензуры, а, кроме того, совмещать руководство с преподаванием в Варшавском музыкальном институте. Тем не менее, премьера оперы "Графиня" 7 февраля 1860 года была встречена с еще большим восторгом. Она с некоторой иронией представляет салонное общество Варшавы, переходя от драмы к комедийной развязке. Обаяние старопольской усадьбы передано в лучшей опере Монюшко, последовавшей за "Графиней" - "Страшный двор". Одноактная опера "Verbum nobile" стала первой польской музыкальной комедией, представившей изящную сатиру на шляхту. Талант Монюшко блистал в опере всеми гранями - мелодическим богатством, изыском и мастерством инструментовки, живостью музыкальных образов, раскрывающих как драматические коллизии, так и комические ситуации. Кроме того, помимо 7 опер, наследие Монюшко включает 16 ранних (незаконченных либо утраченных) опер и оперетт, балетную музыку, музыку к драмам, 7 кантат, свыше 400 вокальных произведений, оркестровые и фортепианные сочинения.
   Жизнь Монюшко проходила в непрестанном труде. Его оперы постоянно пользовались успехом у публики, но доход их автору приносили минимальный. Выручали случайные авторские гонорары и ежегодный концерт-бенефис в театре, оплачивавший его долги. Его не обескураживали препятствия, и его лучшие оперы создавались в сложные времена. Так, "Страшный двор" был написан в 1862-1863 годах, когда жизнь в театре замерла, а Варшава погрузилась в траур в связи с провалом январского восстания. Наверное, поэтому премьера этой оперы 28 сентября 1865 года вызвала особый патриотический подъем и была воспринята как политическая манифестация. В том же 1865 году состоялось знаменательное для славянской музыкальной культуры событие. Создатель национальной чешской оперы "Проданная невеста", тогда дирижер Пражской оперы, Берджих Сметана поставил "Гальку" в Праге. Монюшко был приглашен на премьеру, вновь посетив Краков, где также прошли представления опер "Галька" и "Verbum nobile". С триумфом "Галька" была поставлена и на сцене Мариинского театра в 1870 году, это событие скрасило неудачные постановки двух последних опер Монюшко в Варшаве - "Парий" (1869) и "Беата" (1872). Вслед за Петербургом оперы Монюшко поставили Киев и другие города России. Напряженная работа подкосила и без того слабое здоровье композитора. 4 июня 1872 года Монюшко скончался от сердечного приступа и был похоронен в музыкальном некрополе "Powązki".
 
   По материалам: http://www.tonnel.ru/.

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Рейтинг@Mail.ru