Клаудио Монтеверди -
итальянский композитор. Клаудио Монтеверди родился 15 мая 1567 года в
Кремоне, Италия. С детских лет служил певчим в Кремонском соборе; здесь
обучался у органиста М. А. Индженьери, от которого воспринял технику
полифонического письма. В 1590 году переехал в Мантую и в течение 12 лет
выполнял там обязанности певца и виолиста, позже - помощника
капельмейстера. В 1599 году совершил поездку во Фландрию, где имел
возможность познакомиться с фламандской и французской музыкой.
Первоначально Монтеверди получил известность как автор канцонетт и
особенно мадригалов - светских и духовных. Первые три юношеских сборника
мадригалов Монтеверди были изданы в 1582-1584 годах. Уже в этих ранних
произведениях Монтеверди видна высокая полифоническая техника. При жизни
Монтеверди было опубликовано около 10 сборников 4- и 5-голосных
мадригалов; наиболее значительные из них - 5-голосные мадригалы,
изданные в 7 сборниках в 1587-1619 годах. Отдельный сборник был посвящен
"Любовным и воинственным" мадригалам (1638). В мадригалах Монтеверди
вводит много новшеств в области гармонии и полифонии: скачки на септиму
и нону, септаккорды, хроматизмы, параллельные квинты. Наряду с
полифонией в мадригалах Монтеверди появляются черты
аккордно-гармонического склада. К вокальным партиям Монтеверди часто
добавлял инструментальное сопровождение (клавесин, лютня).
Сочинение мадригалов и канцонетт явилось важным этапом в подготовке
Монтеверди к оперному творчеству. Немалую роль сыграло также знакомство
Монтеверди с творчеством композиторов-флорентинцев, авторов первых опер
- Пери, Каччини и др. В 1607 году Монтеверди получил заказ написать
музыку к театральному представлению в Мантуанском герцогстве. Это была
первая опера Монтеверди "Орфей", поразившая слушателей необычной
трагедийной трактовкой мифологического сюжета. Вслед за "Орфеем"
появился ряд других опер Монтеверди, упрочивших его славу оперного
композитора (пост. в Венеции): "Ариадна" (1608), из которой сохранилась
единственная знаменитая ария "Плач Ариадны", "Прозерпина" (1630),
"Возвращение Улисса" (1641), "Коронация Поппеи" (1642). Наиболее
новаторским произведением Монтеверди является "Коронация Поппеи",
впервые в истории оперы написанная на подлинный исторический сюжет.
Начиная с 1613 года и до конца жизни Монтеверди служил руководителем
капеллы святого Марка в Венеции. В течение 30 лет им было написано много
церковной музыки; новаторство Монтеверди распространилось и на эту
область творчества. В 1637 году в Венеции при непосредственном участии
Монтеверди был открыт первый оперный театр, в котором ставились и его
оперы.
В историю музыки Монтеверди вошел как один из замечательных оперных
композиторов своего времени, крупнейший представитель позднего
Возрождения в Италии. Важной заслугой Монтеверди является введение в
оперу ариозных номеров и драматических хоров, наряду с речитативами,
характеризующими оперный стиль его предшественников. Монтеверди
стремился подчинить музыку содержанию текста, создать индивидуальные
музыкальные характеристики действующих лиц. Большую роль в этом играли
гармонические и оркестровые средства. Монтеверди первый ввел в оперу
увертюру, а также новые приемы в оркестре - тремоло и пиццикато струнных
инструментов. Оркестр в операх Монтеверди достигает значительных
размеров. Наряду со струнными и духовыми инструментами, вошедшими
впоследствии в состав классического оркестра, Монтеверди использовал
виолу, лютню, клавесин и орган. Умер Клаудио Монтеверди 29 ноября 1643
года в Венеции. |