Elite-Home

Дариюс Мийо

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Дариюс Мийо (Darius Milhaud)

 

   Дариюс Мийо - французский композитор и дирижёр. Дариюс Мийо родился 4 сентября 1892 года в Экс-ан-Провансе, Франция. В семь лет Дариюс начал учиться игре на скрипке, а семнадцати лет поступил в Парижскую консерваторию. Здесь он занимался у Бертелье (скрипка), К. Леру, А. Жедальжа, Ш. М. Видора (теория композиции), П. Дюка (дирижирование), а также в "Схола канторум" у В. д'Энди. В консерватории завязалась дружба с Ибером и Онеггером. Мийо увлекался тогда музыкой Берлиоза, Дебюсси, Мусоргского и ставившимися в то время балетами Стравинского. Эти пристрастия не прошли бесследно для его творчества. Дебютировал Дариюс в 1913 году в концерте "Независимого музыкального общества" своим Первым струнным квартетом (1912), бодрым, ритмически и мелодически изобретательным, посвященным памяти Поля Сезанна. Мийо сам исполнил партию первой скрипки.
   На редкость трудоспособный, независимый в суждениях, дисциплинированный, а последнее отлично сочеталось со смелостью его творческих поисков, Мийо привлек внимание П. Клоделя. Этот человек выдающихся способностей дипломат, поэт, драматург, замечательный переводчик, сыграл большую роль в формировании творческого облика Мийо. Началась их долгая дружба. Клодель, который с 1906 года занимал пост посла Франции в Бразилии, взял его с собой. В 1916-1918 годах Мийо проводит в Бразилии в качестве секретаря посла Франции. Позднее он часто привлекал Мийо для музыкального оформления своих театральных замыслов. На всю жизнь в памяти Дариюса запечатлелся оригинальный бразильский фольклор, красочный быт страны. Воспоминания о ней вызвали к жизни одно из самых его популярных произведений - "Бразильские танцы". В них выразились самобытные черты народного творчества Бразилии, в частности смешение португальского и негритянского фольклора. Это обогатило творческое воображение композитора, расширило его композиторские ресурсы. По возвращении в Париж в 1918 году Мийо вскоре становится одним из участников "Шестерки".
   В 1919 году Мийо завершает драму "Протей", начатую еще в 1913 году. "Протей" представляет собой музыку к сатирической драме Поля Клоделя, но, в сущности, заключает в себе много элементов пластико-симфонических или симфонико-хореографических. Интереснейшим моментом в этой музыке является симфонический эпизод, сопровождающий кинофильм, на котором развертываются различные превращения "Протея" во льва, огонь, воду, дракона, осьминога и во фруктовое дерево. Это, пожалуй, одно из первых приближений композитора-симфониста к кинематографическим заданиям - дать звукопись в движении, связать музыкальные ритм и интонацию с механически вращающейся лентой. С середины 1920-х годов произведения Мийо исполняются в ряде стран Европы, он сам много гастролирует в Америке и Европе, в 1926 году Мийо как дирижер своих произведений посещает Москву и Ленинград. К этому времени он автор уже большого числа сочинений остроумных эксцентриад-балетов "Бык на крыше" (1919), "Салат" (1924), "Голубой экспресс" (1924), балета на основе бразильского фольклора "Человек и его желание", "Сотворение мира" (1923) по негритянской легенде, античной оперы "Эвмениды". Характерным для своего времени является балет "Бык на крыше". Мийо выступил здесь как новатор и один из первых пропагандистов негритянской музыки. Сам композитор определил балет как "кино-симфонию", в которой сплавлены интонации городского фольклора и джаза. Мийо много писал также в жанре инструментального концерта. Ему принадлежит более тридцати концертов и концертных пьес для различных инструментов с оркестром. В 1920-е годы композитор стремится обновить привычные "классические" разновидности инструментального концерта и вводит ранее не использовавшиеся в качестве концертных инструменты, например, маримбу, вибрафон. Шесть маленьких симфоний Мийо (1917-1923) вводят нас в атмосферу музыкально-поэтических впечатлений от природы, весны, любовных забав и в лабораторию мастера, радующегося своему умению сплетать из звуколиний прихотливые красочные узоры и сочетать их в остро ритмованные мелодические - политональные комплексы. Мийо создал двенадцать симфоний. К этому жанру он обратился в 1939 году, а последнюю, "Пасторальную", написал в 1963 году. В симфонии его привлекала жанрово-характеристическая особенность. Это наиболее сильная сторона оркестровой музыки композитора, и ярче всего она проявилась не в симфоническом, а в сюитном жанре.

   С 1936 года вместе с членами "Шестерки" Мийо принимал участие в деятельности Народной музыкальной федерации создал хоры на тексты революционных поэтов, вместе с Онеггером написал музыку к драме "14 июля" Р. Роллана (1936). В 1940 году Мийо эмигрировал из оккупированной Франции за океан. В годы оккупации Мийо жил в США, где преподавал композицию в Миллс-колледже (Калифорния). Здесь он написал много произведений различных жанров, среди которых опера "Боливар" (1943) - романтизированное повествование о герое национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки. Вскоре Мийо еще раз обращается к идее народного освобождения - в Четвертой симфонии, посвященной столетию Революции 1848 года. Отголоски войны запечатлены в его значительной по замыслу кантате "Огненный замок" (1954), рассказывающей о страшной судьбе узников фашистских лагерей смерти. В 1945 году композитор возвратился на родину, работал профессором Парижской консерватории. В 1956 году он становится членом Института Франции. В 1959 году его избирают президентом Французской академии грамзаписи.
   Мийо - один из самых значительных современных композиторов Франции и уж точно самый плодовитый. Им создано более 500 сочинений 16 опер, 10 балетов, 12 симфоний, 34 концерта, 18 квартетов, 23 кантаты и многие другие сочинения. Среди композиторов "Шестерки" Мийо был самым деятельным, успешно совмещал композиторское творчество, дирижерскую и музыкальную практику. Природа музыкального дарования Мийо богата, но не однородна. В своих сочинениях он предстает лириком и сатириком, трагиком и эпиком. Конкретность мышления предопределяет реалистичность его искусства. Ему чужды крайности экспрессионизма. Композитору было уже за семьдесят, но он продолжал интенсивную творческую работу. Кроме "Пасторальной" симфонии, рождаются - опера "Виновная мать" (1965), "Ода погибшим на войне" (1963), Второй концерт для кларнета (1964). Свою последнюю оперу, музыка которой отмечена мелодраматизмом, - "Преступная мать" - он написал в возрасте 77 лет на сюжет заключительной части известной трилогии Бомарше. Умер Дариюс Мийо 22 июня 1974 года в Женеве.
 
   По материалам: http://www.bionames.ru/.

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Рейтинг@Mail.ru