Дариюс Мийо - французский
композитор и дирижёр. Дариюс Мийо родился 4 сентября 1892 года в
Экс-ан-Провансе, Франция. В семь лет Дариюс начал учиться игре на
скрипке, а семнадцати лет поступил в Парижскую консерваторию. Здесь он
занимался у Бертелье (скрипка), К. Леру, А. Жедальжа, Ш. М. Видора
(теория композиции), П. Дюка (дирижирование), а также в "Схола канторум"
у В. д'Энди. В консерватории завязалась дружба с Ибером и Онеггером.
Мийо увлекался тогда музыкой Берлиоза, Дебюсси, Мусоргского и
ставившимися в то время балетами Стравинского. Эти пристрастия не прошли
бесследно для его творчества. Дебютировал Дариюс в 1913 году в концерте
"Независимого музыкального общества" своим Первым струнным квартетом
(1912), бодрым, ритмически и мелодически изобретательным, посвященным
памяти Поля Сезанна. Мийо сам исполнил партию первой скрипки.
На редкость трудоспособный, независимый в суждениях, дисциплинированный,
а последнее отлично сочеталось со смелостью его творческих поисков, Мийо
привлек внимание П. Клоделя. Этот человек выдающихся способностей
дипломат, поэт, драматург, замечательный переводчик, сыграл большую роль
в формировании творческого облика Мийо. Началась их долгая дружба.
Клодель, который с 1906 года занимал пост посла Франции в Бразилии, взял
его с собой. В 1916-1918 годах Мийо проводит в Бразилии в качестве
секретаря посла Франции. Позднее он часто привлекал Мийо для
музыкального оформления своих театральных замыслов. На всю жизнь в
памяти Дариюса запечатлелся оригинальный бразильский фольклор, красочный
быт страны. Воспоминания о ней вызвали к жизни одно из самых его
популярных произведений - "Бразильские танцы". В них выразились
самобытные черты народного творчества Бразилии, в частности смешение
португальского и негритянского фольклора. Это обогатило творческое
воображение композитора, расширило его композиторские ресурсы. По
возвращении в Париж в 1918 году Мийо вскоре становится одним из
участников "Шестерки".
В 1919 году Мийо завершает драму "Протей", начатую еще в 1913 году.
"Протей" представляет собой музыку к сатирической драме Поля Клоделя,
но, в сущности, заключает в себе много элементов пластико-симфонических
или симфонико-хореографических. Интереснейшим моментом в этой музыке
является симфонический эпизод, сопровождающий кинофильм, на котором
развертываются различные превращения "Протея" во льва, огонь, воду,
дракона, осьминога и во фруктовое дерево. Это, пожалуй, одно из первых
приближений композитора-симфониста к кинематографическим заданиям - дать
звукопись в движении, связать музыкальные ритм и интонацию с механически
вращающейся лентой. С середины 1920-х годов произведения Мийо
исполняются в ряде стран Европы, он сам много гастролирует в Америке и
Европе, в 1926 году Мийо как дирижер своих произведений посещает Москву
и Ленинград. К этому времени он автор уже большого числа сочинений
остроумных эксцентриад-балетов "Бык на крыше" (1919), "Салат" (1924),
"Голубой экспресс" (1924), балета на основе бразильского фольклора
"Человек и его желание", "Сотворение мира" (1923) по негритянской
легенде, античной оперы "Эвмениды". Характерным для своего времени
является балет "Бык на крыше". Мийо выступил здесь как новатор и один из
первых пропагандистов негритянской музыки. Сам композитор определил
балет как "кино-симфонию", в которой сплавлены интонации городского
фольклора и джаза. Мийо много писал также в жанре инструментального
концерта. Ему принадлежит более тридцати концертов и концертных пьес для
различных инструментов с оркестром. В 1920-е годы композитор стремится
обновить привычные "классические" разновидности инструментального
концерта и вводит ранее не использовавшиеся в качестве концертных
инструменты, например, маримбу, вибрафон. Шесть маленьких симфоний Мийо
(1917-1923) вводят нас в атмосферу музыкально-поэтических впечатлений от
природы, весны, любовных забав и в лабораторию мастера, радующегося
своему умению сплетать из звуколиний прихотливые красочные узоры и
сочетать их в остро ритмованные мелодические - политональные комплексы.
Мийо создал двенадцать симфоний. К этому жанру он обратился в 1939 году,
а последнюю, "Пасторальную", написал в 1963 году. В симфонии его
привлекала жанрово-характеристическая особенность. Это наиболее сильная
сторона оркестровой музыки композитора, и ярче всего она проявилась не в
симфоническом, а в сюитном жанре.
С 1936 года вместе с членами "Шестерки" Мийо принимал участие в
деятельности Народной музыкальной федерации создал хоры на тексты
революционных поэтов, вместе с Онеггером написал музыку к драме "14
июля" Р. Роллана (1936). В 1940 году Мийо эмигрировал из оккупированной
Франции за океан. В годы оккупации Мийо жил в США, где преподавал
композицию в Миллс-колледже (Калифорния). Здесь он написал много
произведений различных жанров, среди которых опера "Боливар" (1943) -
романтизированное повествование о герое национально-освободительной
борьбы народов Латинской Америки. Вскоре Мийо еще раз обращается к идее
народного освобождения - в Четвертой симфонии, посвященной столетию
Революции 1848 года. Отголоски войны запечатлены в его значительной по
замыслу кантате "Огненный замок" (1954), рассказывающей о страшной
судьбе узников фашистских лагерей смерти. В 1945 году композитор
возвратился на родину, работал профессором Парижской консерватории. В
1956 году он становится членом Института Франции. В 1959 году его
избирают президентом Французской академии грамзаписи.
Мийо - один из самых значительных современных композиторов Франции и уж
точно самый плодовитый. Им создано более 500 сочинений 16 опер, 10
балетов, 12 симфоний, 34 концерта, 18 квартетов, 23 кантаты и многие
другие сочинения. Среди композиторов "Шестерки" Мийо был самым
деятельным, успешно совмещал композиторское творчество, дирижерскую и
музыкальную практику. Природа музыкального дарования Мийо богата, но не
однородна. В своих сочинениях он предстает лириком и сатириком, трагиком
и эпиком. Конкретность мышления предопределяет реалистичность его
искусства. Ему чужды крайности экспрессионизма. Композитору было уже за
семьдесят, но он продолжал интенсивную творческую работу. Кроме
"Пасторальной" симфонии, рождаются - опера "Виновная мать" (1965), "Ода
погибшим на войне" (1963), Второй концерт для кларнета (1964). Свою
последнюю оперу, музыка которой отмечена мелодраматизмом, - "Преступная
мать" - он написал в возрасте 77 лет на сюжет заключительной части
известной трилогии Бомарше. Умер Дариюс Мийо 22 июня 1974 года в Женеве. |