Николай Карлович Метнер -
русский композитор и пианист. Николай Карлович Метнер родился 24 декабря
1879 года в Москве. В шесть лет Николай начал заниматься на фортепиано.
Наблюдая, как его брат Александр играет на скрипке, он сам научился
играть на этом инструменте. Александр и Николай вместе со своим
двоюродным братом Александром Гедике входили в известный детский
музыкальный коллектив - оркестр А. Эрарского. Для этого оркестра,
созданного в 1888 году, специально писали С. Танеев, А. Аренский, А.
Корещенко. Метнер отказывался играть какие-либо детские произведения,
останавливая свой выбор на творениях Баха, Моцарта, Скарлатти. Дядя
композитора, Федор Карлович Гедике, подготовил Колю Метнера к
поступлению в Московскую консерваторию. В 1900 году он ее заканчивает с
Малой золотой медалью. За годы учения значительно расширяется круг
музыкальных впечатлений, определяются пристрастия молодого музыканта:
сочинения классиков, романтиков, русских композиторов. Выступая на
консерваторских концертах, Метнер заявляет о себе и как пианист. В это
же время им было написано немало произведений, в основном для
фортепиано.
В 1900 году пианист выступает на Третьем Международном конкурсе им. А.
Г. Рубинштейна в Вене. За исполнение обязательного Пятого концерта
Рубинштейна он удостаивается первого значительного признания. Растет
популярность Метнера как пианиста и на родине. Появляются положительные
отзывы музыкальных критиков, складывается своя аудитория. Метнеровский
стиль исполнения в первую очередь отличался глубоким проникновением в
замысел произведения, что создавало впечатление непосредственного
рождения музыки. С 1903 года Метнер в свои концертные программы начинает
включать собственные сочинения. Со временем он все больше играет свою
музыку, так что его выступления превращаются в своеобразные творческие
отчеты. С 1904 года Метнер - композитор и пианист - завоевывает
известность и за рубежом, выступая в Германии. В первое десятилетие
нового века Метнер достаточно активно участвует в работе ряда
музыкальных обществ и кружков. Среди них - камерное музыкальное общество
"Дом осени", керзинский Кружок любителей музыки. В 1909 году он входит в
Совет Русского музыкального издательства, организованного С. Кусевицким.
Творческий расцвет композитора приходится на 10-е годы XX века. В этот
период наибольшее предпочтение он отдает жанру сонаты. Тогда же были
написаны и самые известные циклы "Сказок", положившие начало новому
жанру фортепианной миниатюры. Наиболее яркая творческая встреча тех лет
- Рахманинов. С ним композитор был знаком и ранее, но активное
сближение, положившее начало дружбе, происходит в 1913 году. Замкнутый и
немногословный по натуре Рахманинов и философствующий Метнер являли
собой полные противоположности, однако Рахманинов, проявляя постоянную
заботу о своем друге, добивался, чтобы его концерты как можно чаще
устраивались и по достоинству освещались в прессе.
В 1915 году Метнер возвратился к педагогической деятельности. Преподавая
в Московской консерватории до 1919 года, он очень ответственно относился
к своей работе, всегда набирал небольшой класс. Осенью 1921 г. Метнер
уехал за границу. С 1921 по 1924 год он жил в Германии, но понимания
немецкой публики не нашел. Все же концертные выступления пианиста и
композитора за рубежом становятся более интенсивными. В 1924 году он
играет во Франции; в этом же году, благодаря хлопотам Рахманинова,
совершает концертное турне по Америке. 1927 год - один из самых
запоминающихся для Метнера. Он совершает большой концертный тур по
Советскому Союзу, выступает в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове,
Одессе, и эта поездка, встретивший его на родине горячий прием
вдохновляют его. Композитор был счастлив. В русской публике и вообще в
российской музыкальной жизни он увидел прямую противоположность
западному "рыночному" подходу к искусству. С 1930 по 1935 год Метнер
живет под Парижем. В год он выступает не более чем с одним-двумя
концертами, - и в 1935 году решает перебраться в Англию, где в конце 20
годов получил прекрасный прием. Парижским издательством "Таир" в 1935
году была издана книга композитора "Муза и мода", где он излагает свои
взгляды на язык музыки, выявляя его эстетическую и технологическую
природу.
Последнее десятилетие проходит под знаком усиливающегося одиночества и
отрыва от родных корней. Семья его испытывала значительные материальные
трудности. Метнер не мог записать свои произведения на пластинки, и
только неожиданная денежная помощь индийского магараджи Майсорского,
почитателя его таланта, позволила ему сделать эти записи. Вышли три его
фортепианных концерта, Соната-баллада, Первая скрипичная соната, пьесы
из "Забытых мотивов", "Сказки" и фортепианный квинтет. После окончания
второй мировой войны композитор был приглашен дать цикл концертов в США,
но поездку эту совершить не смог - помешало серьезное сердечное
заболевание. Два последних года состояние его здоровья было тяжелым, но
в периоды улучшений он продолжал работать. Умер Николай Карлович Метнер в Лондоне 13
ноября 1951 года. |