Джакомо Мейербер - немецкий
и французский композитор. Джакомо Мейербер (Якоб Либман Бер) родился 5
сентября 1791 года в Берлине, в семье купца-еврея. Игре на фортепиано
обучался у Ф. Лауска и М. Клементи; по композиции ученик К. Ф. Цельтера,
А. Б. Вебера и аббата Г. Фоглера, у которого занимался в одно время с
Карлом Марией Вебером. С 7-летнего возраста Мейербер уже выступал
публично как пианист. 20 лет Мейербер сочинил первую оперу "Клятва
Иевфая". Его следующая опера "Хозяин и гость" исполнялась в нескольких
немецких и чешских городах.
По совету Сальери Мейербер отправился в 1815 году в Италию, где в эти
годы царил Россини. Мейербер удачно подражал стилю его драматических
опер. Итальянские театры охотно ставили оперы Мейербера. Большое
впечатление на него произвела встреча в Берлине в 1824 году со старым
другом К. М. Вебером, который критически отнесся к итальянскому стилю
произведений Мейербера. В 1827 году Мейербер переехал в Париж и вскоре
начал работу над оперой "Роберт-дьявол", написанной уже во французском
стиле. Премьера оперы "Роберт-дьявол" в Париже (1831) прошла с
сенсационным успехом. Мейербер нашел идеального для себя либреттиста в
лице популярного драматурга Э. Скриба. С триумфом парижане встретили в
1836 году следующую оперу на либретто Скриба "Гугеноты" - лучшее
произведение композитора. Религиозные войны католиков и протестантов в
16 веке во Франции с трагической Варфоломеевской ночью дали возможность
авторам создать блестящий спектакль с динамичными контрастами, с
нагромождением всевозможных сценических эффектов. Мейербер стал в Париже
законодателем музыкальной моды, стилю его музыки подражали многин
композиторы. С конца 1830-х годов Мейербер разъезжал по разным городам
для постановки своих опер. В 1842 году он снова в Берлине, где ему был
предложен пост генерального музыкального директора вместо Спонтини.
Четыре года Мейербер интенсивно работал здесь как оперный и
симфонический дирижер; при нем значительно повысилась музыкальная
культура спектаклей. Мейербер привлекал молодых композиторов, в т. ч.
Вагнера, оперы которого Мейербер широко пропагандирует. В одном из своих
симфонических концертов Мейербер исполнил трио из оперы "Иван Сусанин"
Глинки. Но Мейербер тяготился обстановкой немецкой придворной оперы. С
1847 года он жил в столице Франции. Через два года здесь с колоссальным
успехом прошла премьера его оперы "Пророк" из эпохи крестьянского
восстания нидерландских анабаптистов в 16 веке. Хотя в основе сюжета
оперы острый социальный конфликт, основное внимание авторы уделяют
любовным переживаниям героев; это и является характерной чертой всех
произведений Мейербера. В 1854 году состоялась премьера оперы Мейербера
"Северная звезда"; фактически это переделка старого произв. "Лагерь в
Силезии" с новым либретто Скриба. Действие спектакля было перенесено из
Германии в Россию; героем оперы вместо Фридриха II стал Петр I. При
жизни Мейербера последним его триумфом была премьера комической оперы
"Динора" на текст Барбье и Карре. Мейербер усиленно работал над
сочинением романтической оперы с экзотическим сюжетом "Африканка", но
ему не удалось дожить до ее постановки.
Мейербер считается творцом французской "большой оперы", к жанру которой
принадлежат его наиболее известные оперы; "Роберт-дьявол", "Гугеноты",
"Пророк" и "Африканка". Этими произведениями Мейербер создает эталон для
романтических опер на исторический сюжет с элементами занимательности и
мелодрамы, отличающихся пышной зрелищностью, с шествиями и танцами в 3-м
акте, с драматическим дуэтом в предпоследнем 4-м акте и т. п. Ставя на
первое место угождение вкусам публики, Мейербер в то же время пытался
обновить мелодический и гармонический язык своих опер. Отдельные арии из
них и поныне входят в вокальный репертуар. Значительный интерес
представляют и разнообразные оркестровые находки Мейербера. Умер Джакомо
Мейербер 2 мая 1864 года в Париже. |