Вильгельм Фридеман Бах -
композитор и импровизатор, известный органист, мастер контрапункта.
Вильгельм Бах родился 22 ноября 1710 года в Веймаре (Германия). Обучался
в Лейпциге; в 1733 году его назначили на должность органиста церкви св.
Софии в Дрездене, а в 1746 году он стал органистом церкви Пресвятой Девы
(Liebfrauenkirche) в Галле. Известность и влияние его отца были
достаточными для получения Вильгельмом последней должности без
традиционного прослушивания.
Галльский период, продолжавшийся почти 20 лет, не был безоблачным. За
"высокопочтеннейшим и ученейшим господином Вильгельмом Фридеманом" - как
именовали его в свое время в галльском приглашении - утвердилась
неугодная отцам города репутация человека свободомыслящего, не желающего
беспрекословно выполнять указанное в договоре "рачение о добродетельной
и примерной жизни". Также к неудовольствию церковного начальства он
часто отлучался в поисках более выгодного места. Наконец, в 1762 г. он
вовсе отказался от статуса музыканта "на службе", став, может быть,
первым в истории музыки свободным художником.
Вильгельм Фридеман тем не менее не переставал заботиться о своем
общественном лице. Так после долговременных притязаний он в 1767 году
получил титул Дармштадтского придворного капельмейстера, отклонив,
однако, предложение занять это место не номинально, а реально. Оставаясь
в Галле, он едва зарабатывал на жизнь как педагог и органист,
по-прежнему поражавший знатоков огненным размахом своих фантазий. В 1770
году, гонимый нуждой (с молотка было продано имение его жены), Вильгельм
Фридеман с семьей перебирается в Брауншвейг. Биографы отмечают
брауншвейгский период как особенно пагубный для композитора, тратящего
себя без разбору в ущерб постоянным занятиям. Безалаберность Вильгельма
Фридемана, печально сказалась и на хранении рукописей отца. Наследник
бесценных баховских автографов, он готов был легко расстаться с ними.
Вскоре в Берлине Вильгельм Фридеман был любезно принят при дворе
принцессы Анны Амалии - сестры Фридриха Великого, большой меломанки и
покровительницы искусств, пришедшей в восторг от органных импровизаций
мастера. Анна Амалия становится его ученицей, так же как Сара Леви
(бабушка Ф. Мендельсона) и И. Кирнбергер (придворный композитор, некогда
ученик Иоганна Себастьяна, протежировавший Вильгельму Фридеману в
Берлине). Вместо благодарности новоявленный учитель возымел виды на
место Кирнбергера, но острие интриги поворачивается против него самого:
Анна-Амалия лишает Вильгельма Фридемана своей милости.
Последнее десятилетие в жизни композитора отмечено печатью одиночества и
разочарований. Музицирование в узком кругу ценителей - единственное, что
скрашивало безрадостные дни. 1 июля 1784 года Вильгельм Фридеман
умирает, оставив жену и дочь без средств к существованию. Известно, что
в их пользу был пожертвован сбор от берлинского исполнения "Мессии"
Генделя в 1785 году. Таков печальный конец первого, согласно некрологу,
органиста Германии.
Изучение фридемановского наследия значительно затруднено. Во-первых, по
словам Форкеля, "он больше импровизировал, чем писал". Кроме того,
многие рукописи не могут быть идентифицированы и датированы. Не до конца
раскрыты и фридемановские апокрифы, на возможное существование которых
указывают обнаружившиеся еще при жизни композитора не совсем благовидные
подмены: в одном случае он скрепил своей подписью сочинения отца, в
другом, напротив, видя, какой интерес вызывает рукописное наследие
Иоганна Себастьяна, присовокупил к нему два собственных опуса. Долгое
время также приписывался Вильгельму Фридеману органный Концерт ре минор,
дошедший до нас в баховской копии. Как оказалось, авторство принадлежит
А. Вивальди, а копия выполнена И. С. Бахом еще в веймарские годы, когда
Фридеман был ребенком. При всем том творчество Вильгельма Фридемана
достаточно обширно, его условно можно распределить на 4 периода. В
Лейпциге (до 1733) написано несколько главным образом клавирных пьес.
В Дрездене (1733-1746) были созданы в основном инструментальные сочинения
(концерты, сонаты, симфонии). В Галле (1746-1770) наряду с
инструментальной музыкой появились 2 дюжины кантат - наименее интересная
часть фридемановского наследия. |