Elite-Home

Вильгельм Фридеман Бах

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Вильгельм Фридеман Бах (Wilhelm Friedemann Bach)

 

   Вильгельм Фридеман Бах - композитор и импровизатор, известный органист, мастер контрапункта. Вильгельм Бах родился 22 ноября 1710 года в Веймаре (Германия). Обучался в Лейпциге; в 1733 году его назначили на должность органиста церкви св. Софии в Дрездене, а в 1746 году он стал органистом церкви Пресвятой Девы (Liebfrauenkirche) в Галле. Известность и влияние его отца были достаточными для получения Вильгельмом последней должности без традиционного прослушивания.
   Галльский период, продолжавшийся почти 20 лет, не был безоблачным. За "высокопочтеннейшим и ученейшим господином Вильгельмом Фридеманом" - как именовали его в свое время в галльском приглашении - утвердилась неугодная отцам города репутация человека свободомыслящего, не желающего беспрекословно выполнять указанное в договоре "рачение о добродетельной и примерной жизни". Также к неудовольствию церковного начальства он часто отлучался в поисках более выгодного места. Наконец, в 1762 г. он вовсе отказался от статуса музыканта "на службе", став, может быть, первым в истории музыки свободным художником.
   Вильгельм Фридеман тем не менее не переставал заботиться о своем общественном лице. Так после долговременных притязаний он в 1767 году получил титул Дармштадтского придворного капельмейстера, отклонив, однако, предложение занять это место не номинально, а реально. Оставаясь в Галле, он едва зарабатывал на жизнь как педагог и органист, по-прежнему поражавший знатоков огненным размахом своих фантазий. В 1770 году, гонимый нуждой (с молотка было продано имение его жены), Вильгельм Фридеман с семьей перебирается в Брауншвейг. Биографы отмечают брауншвейгский период как особенно пагубный для композитора, тратящего себя без разбору в ущерб постоянным занятиям. Безалаберность Вильгельма Фридемана, печально сказалась и на хранении рукописей отца. Наследник бесценных баховских автографов, он готов был легко расстаться с ними.

   Вскоре в Берлине Вильгельм Фридеман был любезно принят при дворе принцессы Анны Амалии - сестры Фридриха Великого, большой меломанки и покровительницы искусств, пришедшей в восторг от органных импровизаций мастера. Анна Амалия становится его ученицей, так же как Сара Леви (бабушка Ф. Мендельсона) и И. Кирнбергер (придворный композитор, некогда ученик Иоганна Себастьяна, протежировавший Вильгельму Фридеману в Берлине). Вместо благодарности новоявленный учитель возымел виды на место Кирнбергера, но острие интриги поворачивается против него самого: Анна-Амалия лишает Вильгельма Фридемана своей милости.
   Последнее десятилетие в жизни композитора отмечено печатью одиночества и разочарований. Музицирование в узком кругу ценителей - единственное, что скрашивало безрадостные дни. 1 июля 1784 года Вильгельм Фридеман умирает, оставив жену и дочь без средств к существованию. Известно, что в их пользу был пожертвован сбор от берлинского исполнения "Мессии" Генделя в 1785 году. Таков печальный конец первого, согласно некрологу, органиста Германии.
   Изучение фридемановского наследия значительно затруднено. Во-первых, по словам Форкеля, "он больше импровизировал, чем писал". Кроме того, многие рукописи не могут быть идентифицированы и датированы. Не до конца раскрыты и фридемановские апокрифы, на возможное существование которых указывают обнаружившиеся еще при жизни композитора не совсем благовидные подмены: в одном случае он скрепил своей подписью сочинения отца, в другом, напротив, видя, какой интерес вызывает рукописное наследие Иоганна Себастьяна, присовокупил к нему два собственных опуса. Долгое время также приписывался Вильгельму Фридеману органный Концерт ре минор, дошедший до нас в баховской копии. Как оказалось, авторство принадлежит А. Вивальди, а копия выполнена И. С. Бахом еще в веймарские годы, когда Фридеман был ребенком. При всем том творчество Вильгельма Фридемана достаточно обширно, его условно можно распределить на 4 периода. В Лейпциге (до 1733) написано несколько главным образом клавирных пьес. В Дрездене (1733-1746) были созданы в основном инструментальные сочинения (концерты, сонаты, симфонии). В Галле (1746-1770) наряду с инструментальной музыкой появились 2 дюжины кантат - наименее интересная часть фридемановского наследия.
   По материалам: http://www.belcanto.ru/.
 

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Рейтинг@Mail.ru