Elite-Home

Густав Малер

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Густав Малер (Gustav Mahler)

 

   Густав Малер - австрийский композитор и дирижёр. Густав Малер родился 7 июля 1860 года в Калиште, Чехия. Вскоре после рождения Густава семья переселилась в маленький промышленный городок Йиглаву - островок немецкой культуры в Южной Моравии (ныне Чехия). Ребенком Малер проявил незаурядную музыкальную одаренность и учился у местных преподавателей. Затем отец отвез его в Вену. В возрасте 15 лет Малер поступил в Венскую консерваторию, где занимался у Ю. Эпштейна (фортепиано), Р. Фукса (гармония) и Ф. Кренна (композиция). Он прослушал также курсы лекций по истории музыки и философии в Венском университете и познакомился с работавшим тогда в университете А. Брукнером. Первое значительное сочинение Малера, кантата "Жалобная песнь" (1880), не получило консерваторской Бетховенской премии, после чего разочарованный автор решил посвятить себя дирижерской деятельности - сначала в маленьком опереточном театре под Линцем (май-июнь 1880), затем в Любляне (Словения, 1881-1882), Оломоуце (Моравия, 1883) и Касселе (Германия, 1883-1885). В возрасте 25 лет Малер был приглашен дирижером в Пражскую оперу, где с большим успехом ставил оперы Моцарта и Вагнера и исполнил Девятую симфонию Бетховена. Однако в результате конфликта с главным дирижером, А. Зайдлем, Малер был вынужден уехать из Вены и с 1886 по 1888 года служил помощником главного дирижера А. Никиша в Лейпцигской опере. Безответная любовь, пережитая музыкантом в это время, вызвала к жизни два крупных произведения - вокально-симфонический цикл "Песни странствующего подмастерья" (1883) и "Первую симфонию" (1888).
   Вслед за триумфальным успехом в Лейпциге премьеры законченной им оперы К. М. Вебера "Три Пинто", Малер исполнил ее в течение 1888 года еще несколько раз в театрах Германии и Австрии. Эти триумфы, однако, не разрешили личных проблем дирижера. После ссоры с Никишем он уехал из Лейпцига и стал директором Королевской оперы в Будапеште. Здесь он провел венгерские премьеры "Золота" Рейна и "Валькирии" Вагнера, поставил одну из первых веристских опер, "Сельскую честь Масканьи". Его интерпретация Дон Жуана Моцарта вызвала восторженный отклик И. Брамса. В 1891 году Малеру пришлось покинуть Будапешт, так как новый директор Королевского театра не желал сотрудничать с иностранным дирижером. К этому времени Малер уже сочинил три тетради песен с фортепианным аккомпанементом; девять песен на тексты из немецкой народной поэтической антологии "Волшебный рог мальчика" составили одноименный вокальный цикл. Следующим местом службы Малера стал Городской оперный театр Гамбурга, где он исполнял обязанности первого дирижера (1891-1897). Теперь в его распоряжении оказался ансамбль первоклассных певцов, и он получил возможность общаться с крупнейшими музыкантами своего времени. В роли покровителя Малера выступил Х. фон Бюлов, который накануне своей кончины (1894) передал Малеру руководство Гамбургскими абонементными концертами. В гамбургский период Малер закончил оркестровую редакцию "Волшебного рога мальчика", Вторую и Третью симфонии.

   В 1897 году Малер принял католицизм, одной из причин обращения стало желание получить место директора и дирижера Придворной оперы в Вене. Десять лет, которые Малер провел на этом посту, многие музыковеды считают золотым веком Венской оперы: дирижер отобрал и воспитал ансамбль великолепных исполнителей, предпочитая при этом певцов-актеров виртуозам бельканто. В 1903 году Малер пригласил в театр нового сотрудника - венского художника А. Роллера; вместе они создали ряд постановок, в которых применили новые стилистические и технические приемы, сложившиеся на рубеже веков в европейском театральном искусстве. Крупнейшими достижениями на этом пути стали "Тристан и Изольда" (1903), "Фиделио" (1904), "Золото Рейна" и "Дон Жуан" (1905), а также цикл лучших опер Моцарта, подготовленный в 1906 году к 150-летию со дня рождения композитора. К 1902 году композиторская деятельность Малера получила широкое признание, во многом благодаря поддержке Р. Штрауса, который устроил первое полное исполнение Третьей симфонии, имевшее большой успех. Кроме того, Штраус включил Вторую и Шестую симфонии, а также малеровские песни в программы ежегодного фестиваля возглавлявшегося им Всегерманского музыкального союза. Малера стали часто приглашать дирижировать собственными произведениями, и это привело к конфликту композитора с администрацией Венской оперы, полагавшей, что Малер пренебрегает своими обязанностями художественного руководителя.
   Очень тяжелым выдался для Малера 1907 год. Он ушел из Венской оперы, заявив, что его деятельность здесь не умеют ценить по достоинству; его младшая дочь умерла от дифтерии, а сам он узнал, что страдает серьезной болезнью сердца. Малер занял место главного дирижера нью-йоркской "Метрополитен-опера", но состояние здоровья не позволило ему заняться дирижерской деятельностью. В 1908 году в "Метрополитен-опера" появился новый менеджер - итальянский импресарио Дж. Гатти-Касацца, который привез своего дирижера - знаменитого А. Тосканини. Малер принял приглашение на должность главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра, который в ту пору нуждался в срочной реорганизации. Благодаря Малеру число концертов вскоре возросло с 18 до 46, в программах стали появляться не только известные шедевры, но и новые партитуры американских, английских, французских, немецких и славянских авторов. В сезоне 1910-1911 годов Нью-Йоркский филармонический оркестр дал уже 65 концертов, но Малер, который плохо себя чувствовал и устал от борьбы за художественные ценности с руководством филармонии, в апреле 1911 года уехал в Европу. Он задержался в Париже, чтобы пройти курс лечения, затем вернулся в Вену. Умер Густав Малер 18 мая 1911 года в Вене.
 
   По материалам: http://www.peoples.ru/.

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Рейтинг@Mail.ru