Бела Барток - венгерский
композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Бела Виктор Янош Барток
родился 25 марта 1881 года в банатском селе Надьсентмиклош,
Австро-Венгрия. Первоначальное музыкальное образование получил у матери
и уже в десятилетнем возрасте выступил публично как пианист и
композитор. В 1899 году Барток поступил в Королевскую Венгерскую
музыкальную академию в Будапеште, где занимался по классу фортепиано у
И. Томана и композиции у Г. Кёслера. Первые же самостоятельные
сочинениях Бартока, написанные вскоре после окончания им Академии в 1903
году, отличаются ярким национальным колоритом. Тогда же композитор начал
собирать и изучать фольклор народов Центральной Европы и вскоре стал
крупнейшим специалистом в этих вопросах. Он издал составленные им
сборники народных песен и постоянно использовал найденные напевы и
наигрыши в собственных композициях; к концу жизни композитора его
фольклорная коллекция насчитывала более 6000 образцов.
В 1907 году Барток стал профессором фортепианного класса Венгерской
музыкальной академии. С этого времени он начинает много писать для
фортепиано (весомую часть фортепианного наследия композитора составляют
детские пьесы), и его музыка привлекает всеобщее внимание необычностью
гармонического и ритмического склада. Затем последовали сочинения
театральных и камерно-инструментальных жанров; два из них, исполненные
после 1918 года, одноактная опера Замок герцога Синяя Борода и Второй
струнный квартет, в скором времени принесли Бартоку европейскую
известность. Он стал одним из руководителей Международного общества
современной музыки, много выступал с концертами как пианист и
композитор, в том числе несколько раз в США (первые гастроли в 1927) и в
Советском Союзе (1929).
В 1940 году Барток эмигрировал в США, где, поселившись в Нью-Йорке,
большую часть времени посвящал расшифровке записей югославского
фольклора из коллекции М. Парри (по заказу Колумбийского университета).
Несмотря на тяжелую болезнь, он продолжал сочинять и почти закончил свой
Третий фортепианный концерт. Умер Бела Барток 26 сентября 1945 года в
Нью-Йорке.
Последние 17 тактов Третьего концерта закончил и оркестровал его ученик
Тибор Шерли. В композиторском наследии Бартока можно выделить 6 струнных
квартетов, 2 сонаты для скрипки и фортепиано, 3 фортепианных концерта,
скрипичный концерт, Светскую кантату (Cantata profana) для солистов,
хора и оркестра. Интересный цикл Контрасты для фортепиано, скрипки и
кларнета был создан Бартоком в 1938 году для исполнения со своими
друзьями - скрипачом Йожефом Сигети и кларнетистом Бенни Гудманом.
Наиболее отчетливо стиль Бартока представляют его многочисленные
фортепианные произведения: пьесы для детей, сюиты, танцы, сонаты и
важный сборник фортепианных миниатюр для учащихся в 6 тетрадях
Микрокосмос (1926, 1932–1939). Для стиля Бартока характерны краткие
мелодические построения, нетрадиционное гармоническое мышление и
активная ритмика; фактура часто лаконична и прозрачна; при строгой
экономии средств достигается глубокая и сильная выразительность. |