Elite-Home

Бела Барток

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Бела Барток (Bela Bartok)

 

   Бела Барток - венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Бела Виктор Янош Барток родился 25 марта 1881 года в банатском селе Надьсентмиклош, Австро-Венгрия. Первоначальное музыкальное образование получил у матери и уже в десятилетнем возрасте выступил публично как пианист и композитор. В 1899 году Барток поступил в Королевскую Венгерскую музыкальную академию в Будапеште, где занимался по классу фортепиано у И. Томана и композиции у Г. Кёслера. Первые же самостоятельные сочинениях Бартока, написанные вскоре после окончания им Академии в 1903 году, отличаются ярким национальным колоритом. Тогда же композитор начал собирать и изучать фольклор народов Центральной Европы и вскоре стал крупнейшим специалистом в этих вопросах. Он издал составленные им сборники народных песен и постоянно использовал найденные напевы и наигрыши в собственных композициях; к концу жизни композитора его фольклорная коллекция насчитывала более 6000 образцов.
   В 1907 году Барток стал профессором фортепианного класса Венгерской музыкальной академии. С этого времени он начинает много писать для фортепиано (весомую часть фортепианного наследия композитора составляют детские пьесы), и его музыка привлекает всеобщее внимание необычностью гармонического и ритмического склада. Затем последовали сочинения театральных и камерно-инструментальных жанров; два из них, исполненные после 1918 года, одноактная опера Замок герцога Синяя Борода и Второй струнный квартет, в скором времени принесли Бартоку европейскую известность. Он стал одним из руководителей Международного общества современной музыки, много выступал с концертами как пианист и композитор, в том числе несколько раз в США (первые гастроли в 1927) и в Советском Союзе (1929).

   В 1940 году Барток эмигрировал в США, где, поселившись в Нью-Йорке, большую часть времени посвящал расшифровке записей югославского фольклора из коллекции М. Парри (по заказу Колумбийского университета). Несмотря на тяжелую болезнь, он продолжал сочинять и почти закончил свой Третий фортепианный концерт. Умер Бела Барток 26 сентября 1945 года в Нью-Йорке.
   Последние 17 тактов Третьего концерта закончил и оркестровал его ученик Тибор Шерли. В композиторском наследии Бартока можно выделить 6 струнных квартетов, 2 сонаты для скрипки и фортепиано, 3 фортепианных концерта, скрипичный концерт, Светскую кантату (Cantata profana) для солистов, хора и оркестра. Интересный цикл Контрасты для фортепиано, скрипки и кларнета был создан Бартоком в 1938 году для исполнения со своими друзьями - скрипачом Йожефом Сигети и кларнетистом Бенни Гудманом. Наиболее отчетливо стиль Бартока представляют его многочисленные фортепианные произведения: пьесы для детей, сюиты, танцы, сонаты и важный сборник фортепианных миниатюр для учащихся в 6 тетрадях Микрокосмос (1926, 1932–1939). Для стиля Бартока характерны краткие мелодические построения, нетрадиционное гармоническое мышление и активная ритмика; фактура часто лаконична и прозрачна; при строгой экономии средств достигается глубокая и сильная выразительность.
   По материалам: http://www.peoples.ru/.
 

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Рейтинг@Mail.ru