Elite-Home

Анатолий Константинович Лядов

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Анатолий Константинович Лядов (Anatoly Konstantinovich Lyadov)

 

   Анатолий Лядов - русский композитор и педагог. Анатолий Константинович Лядов родился 29 апреля 1855 года в Санкт-Петербурге, в семье музыкантов. Свои музыкальные занятия он начал под руководством отца, мать рано умерла. Одаренность Лядова проявлялась не только в его музыкальном таланте, но и в прекрасных способностях к рисованию, поэтическому творчеству, о чем свидетельствуют многие сохранившиеся остроумные стихотворения и рисунки. В 1867-1878 годах Лядов обучался в Санкт-Петербургской консерватории у профессоров Ю. Иогансена (теория, гармония), Ф. Беггрова и А. Дубасова (фортепиано), а с 1874 года - в классе композиции у Н. А. Римского-Корсакова. Лядов закончил консерваторию, представив в качестве дипломной работы кантату "Заключительная сцена из "Мессинской невесты", по Шиллеру".
   Общение с Н. А.Римским-Корсаковым определило всю дальнейшую судьбу молодого композитора - уже в середине 70-хгг. он вошел в состав "Могучей кучки" как младший представитель "Новой русской музыкальной школы", а вначале 80-х гг. - Беляевского кружка, где Лядов сразу проявил себя как талантливый организатор, возглавив издательское дело. На рубеже 80-х гг. началась дирижерская деятельность Лядова в концертах Петербургского кружка любителей музыки и Русских симфонических концертах. В 1878 году он стал педагогом Петербургской консерватории. А с 1884 года преподавал в инструментальных классах Придворной певческой капеллы. Современники упрекали Лядова за малую творческую продуктивность (особенно его близкий друг Александр Глазунов). Одна из причин этого - материальная необеспеченность Лядова, вынужденного много заниматься педагогической работой. Преподавание отнимало у композитора много времени. Лядов сочинял, по его собственному выражению, "в щелочки времени" и это его очень удручало. До начала 1900-х годов основу творчества Лядова составляли фортепианные произведения, преимущественно пьесы малых форм. Чаще это не программные миниатюры - прелюдии, мазурки, багатели, вальсы, интермеццо, арабески, экспромты, этюды. Большой популярностью пользовалась пьеса "Музыкальная табакерка", а также фортепианный цикл "Бирюльки". В жанровых пьесах оригинально претворены некоторые характерные черты музыки Шопена и Шумана. Но автор внес в эти жанры свое индивидуальное начало. В фортепианных произведениях встречаются образы русского песенного фольклора, они ярко национальны и в своей поэтической основе родственны музыке Глинки и Бородина. Среди немногочисленных вокальных произведений Лядова выделяются "Детские песни" для голоса с фортепиано (1887-1890). В их основу легли подлинно народные тексты древних жанров - заклинаний, прибауток, присказок. Эти песни, преемственно связанные с творчеством М. П. Мусоргского, в жанровом отношении нашли продолжение в вокальных миниатюрах И. Ф. Стравинского на народные песни. В конце 1890 - начале 1900-х годов Лядов создал свыше 200 обработок народных песен для голоса с фортепиано и других исполнительских составов. В них собраны старинные крестьянские песни и сохранены музыкально-поэтические особенности. Итогом работы над песенным фольклором явилась сюита "Восемь русских народных песен" для оркестра (1906).

   В последнее десятилетие жизни кроме сюиты "Восемь русских народных песен" были созданы и другие миниатюры для оркестра. Это программные оркестровые "картинки" сказочного содержания: "Баба-Яга", "Кикимора", "Волшебное озеро", а также "Танец Амазонки", "Скорбная песнь". Умер Анатолий Константинович Лядов 28 августа 1914 года в усадьбе Полыновка, близ города Боровичи, Новгородская губерния.
 
   По материалам: http://www.tonnel.ru/.

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Рейтинг@Mail.ru