Анатолий Лядов - русский
композитор и педагог. Анатолий Константинович Лядов родился 29 апреля
1855 года в Санкт-Петербурге, в семье музыкантов. Свои музыкальные
занятия он начал под руководством отца, мать рано умерла. Одаренность
Лядова проявлялась не только в его музыкальном таланте, но и в
прекрасных способностях к рисованию, поэтическому творчеству, о чем
свидетельствуют многие сохранившиеся остроумные стихотворения и рисунки.
В 1867-1878 годах Лядов обучался в Санкт-Петербургской консерватории у
профессоров Ю. Иогансена (теория, гармония), Ф. Беггрова и А. Дубасова
(фортепиано), а с 1874 года - в классе композиции у Н. А.
Римского-Корсакова. Лядов закончил консерваторию, представив в качестве
дипломной работы кантату "Заключительная сцена из "Мессинской невесты",
по Шиллеру".
Общение с Н. А.Римским-Корсаковым определило всю дальнейшую судьбу
молодого композитора - уже в середине 70-хгг. он вошел в состав "Могучей
кучки" как младший представитель "Новой русской музыкальной школы", а
вначале 80-х гг. - Беляевского кружка, где Лядов сразу проявил себя как
талантливый организатор, возглавив издательское дело. На рубеже 80-х гг.
началась дирижерская деятельность Лядова в концертах Петербургского
кружка любителей музыки и Русских симфонических концертах. В 1878 году
он стал педагогом Петербургской консерватории. А с 1884 года преподавал
в инструментальных классах Придворной певческой капеллы. Современники
упрекали Лядова за малую творческую продуктивность (особенно его близкий
друг Александр Глазунов). Одна из причин этого - материальная
необеспеченность Лядова, вынужденного много заниматься педагогической
работой. Преподавание отнимало у композитора много времени. Лядов
сочинял, по его собственному выражению, "в щелочки времени" и это его
очень удручало. До начала 1900-х годов основу творчества Лядова
составляли фортепианные произведения, преимущественно пьесы малых форм.
Чаще это не программные миниатюры - прелюдии, мазурки, багатели, вальсы,
интермеццо, арабески, экспромты, этюды. Большой популярностью
пользовалась пьеса "Музыкальная табакерка", а также фортепианный цикл
"Бирюльки". В жанровых пьесах оригинально претворены некоторые
характерные черты музыки Шопена и Шумана. Но автор внес в эти жанры свое
индивидуальное начало. В фортепианных произведениях встречаются образы
русского песенного фольклора, они ярко национальны и в своей поэтической
основе родственны музыке Глинки и Бородина. Среди немногочисленных
вокальных произведений Лядова выделяются "Детские песни" для голоса с
фортепиано (1887-1890). В их основу легли подлинно народные тексты
древних жанров - заклинаний, прибауток, присказок. Эти песни,
преемственно связанные с творчеством М. П. Мусоргского, в жанровом
отношении нашли продолжение в вокальных миниатюрах И. Ф. Стравинского на
народные песни. В конце 1890 - начале 1900-х годов Лядов создал свыше
200 обработок народных песен для голоса с фортепиано и других
исполнительских составов. В них собраны старинные крестьянские песни и
сохранены музыкально-поэтические особенности. Итогом работы над песенным
фольклором явилась сюита "Восемь русских народных песен" для оркестра
(1906).
В последнее десятилетие жизни кроме сюиты "Восемь русских народных
песен" были созданы и другие миниатюры для оркестра. Это программные
оркестровые "картинки" сказочного содержания: "Баба-Яга", "Кикимора",
"Волшебное озеро", а также "Танец Амазонки", "Скорбная песнь". Умер
Анатолий Константинович Лядов 28 августа 1914 года в усадьбе Полыновка,
близ города Боровичи, Новгородская губерния. |