Elite-Home

Витольд Лютославский

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Витольд Лютославский (Witold Lutosławski)

 

   Витольд Лютославский - польский композитор и дирижёр. Витольд Лютославский родился 25 января 1913 года в Варшаве, в семье помещиков. Учился в Варшавской консерватории, где его преподавателем композиции был ученик Н. А. Римского-Корсакова Витольд Малишевский. Вторая мировая война прервала успешно начавшуюся пианистическую и композиторскую карьеру Лютославского. В годы нацистской оккупации Польши музыкант был вынужден ограничить свою публичную деятельность игрой на фортепиано в варшавских кафе, иногда в дуэте с другим известным впоследствии композитором Анджеем Пануфником. Этой форме музицирования обязано своим появлением произведение, ставшее одним из самых популярных не только в наследии Лютославского, но и во всей мировой литературе для фортепианного дуэта,- Вариации на тему Паганини. Три с половиной десятилетия спустя Лютославский переложил Вариации для фортепиано с оркестром - эта версия также пользуется широкой известностью.
   После окончания Второй мировой войны Восточная Европа перешла под протекторат сталинского СССР, и для композиторов, оказавшихся за „железным занавесом“, наступил период изоляции от ведущих тенденций мировой музыки. Самыми радикальными ориентирами для Лютославского и его коллег стали фольклорное направление в творчестве Белы Бартока и межвоенный французский неоклассицизм, крупнейшими представителями которого были Альбер Руссель и Игорь Стравинский периода между Септетом для духовых и Симфонией до мажор. Даже в условиях несвободы, вызванной необходимостью подчиняться догмам социалистического реализма, композитору удалось создать немало свежих, оригинальных вещей - „Маленькая сюита“ для камерного оркестра (1950), "Силезский триптих" для сопрано с оркестром на народные слова (1951), "Буколики" для фортепиано (1952). Вершины раннего стиля Лютославского - Первая симфония (1947) и Концерт для оркестра (1954). В обеих партитурах проявились черты, получившие развитие в дальнейшем творчестве Лютославского: виртуозная оркестровка, обилие контрастов, отсутствие симметричных и регулярных структур, принцип конструирования крупной формы по модели повествования с относительно нейтральной экспозицией, увлекательными поворотами в развертывании сюжета, нагнетанием напряженности и эффектной развязкой.
   "Оттепель" середины 1950-х годов предоставила восточноевропейским композиторам возможность попробовать свои силы в современных западных техниках. Лютославский, подобно многим его коллегам, испытал кратковременное увлечение додекафонией - плодом его интереса к нововенским идеям стала "Траурная музыка" памяти Бартока для струнного оркестра (1958). Тем же периодом датированы более скромные, но и более оригинальные "Пять песен на стихи Казимеры Иллакович" для женского голоса с фортепиано (1957). Музыка песен примечательна широким использованием двенадцатитоновых аккордов, колорит которых определяется соотношением интервалов, складывающихся в целостную вертикаль.

   Новый этап эволюции Лютославского начался на рубеже 1950-1960-х годов с "Венецианских игр" для камерного оркестра (1961). Здесь Лютославский впервые испытал новый метод построения оркестровой фактуры, при котором различные инструментальные партии синхронизированы не полностью. Хотя по общему композиционному замыслу произведения Лютославского весьма разнообразны, преобладающее место в его зрелом творчестве заняла двухчастная композиционная схема, впервые опробованная в Струнном квартете (1964). Части Струнного квартета, в соответствии с их драматургической функцией, названы "Introductory Movement" и "Main Movement". В большем масштабе та же схема реализована во Второй симфонии (1967), где первая часть озаглавлена "Hе’sitant", а вторая - „Direct“. В самом продолжительном по времени звучания (около 40 минут) опусе Лютославского - "Прелюдиях и фуге" для тринадцати солирующих струнных (1972) - функцию вступительной части выполняет цепочка из восьми разнохарактерных прелюдий.
   Зрелый гармонический язык Лютославского глубоко индивидуален и основывается на филигранной работе с 12-тоновыми комплексами и вычлененными из них конструктивными интервалами и созвучиями. Начиная с Концерта для виолончели в музыке Лютославского возрастает роль протяженных, экспрессивных мелодических линий, позднее в ней усиливаются элементы гротеска и юмора - "Новелетта" для оркестра (1979), вокальный цикл "Песнецветы и песнесказки" для сопрано с оркестром (1990). Некоторые поздние крупные опусы Лютославского ассоциируются с жанровыми моделями инструментальной музыки романтизма; так, в Третьей симфонии - наиболее масштабной из всех оркестровых партитур композитора, полной драматизма, богатой контрастами,- оригинально претворен принцип монументальной одночастной монотематической композиции, а Концерт для фортепиано с оркестром (1988) продолжает линию блестящего романтического пианизма „большого стиля“. К позднему периоду относятся и три произведения под общим названием "Цепи". Особую линию в зрелом творчестве композитора представляют большие вокальные опусы: "Три поэмы Анри Мишо" для хора и оркестра, управляемых разными дирижерами (1963), "Вытканные слова" в 4 частях для тенора и камерного оркестра (1965), "Пространства сна" для баритона и оркестра (1975).
   Витольд Лютославский - первый лауреат Премии Гравемайера (1985, за Третью симфонию), лауреат премии имени Соннинг и премии Гердера (обе - 1967), премии Эрнста Сименса (1983), премии Киото (1993), награждён золотой медалью Королевского филармонического общества Великобритании (1987), кавалер французского Ордена искусств и литературы, польского Ордена Белого орла (1994), почётный доктор многих университетов, включая Кембриджский. Умер Витольд Лютославский 7 февраля 1994 года в Варшаве. Похоронен на варшавском кладбище Повонзки.
 
   По материалам: http://www.belcanto.ru/.

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Рейтинг@Mail.ru