Elite-Home

Жан Батист Люлли

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Жан Батист Люлли (Jean-Baptiste Lully)

 

   Жан Батист Люлли - французский композитор, скрипач и дирижер. Жан Батист Люлли родился 28 ноября 1632 года во Флоренции, Италия. Четырнадцатилетним мальчиком Люлли привезли в Париж, ко двору знатной дамы Монпасье, где он выполнял сначала скромную роль слуги, позже - музыканта. Здесь он обучался музыке у органистов - Метрю, Роберде и Жиго. Уже в то время Люлли прославился как замечательный скрипач. В 1652 году Люлли был приглашен ко двору Людовика XIV, вначале в качестве скрипача; позднее он стал руководителем созданного им оркестра "16 скрипок короля". Одновременно Люлли выступал при дворе в качестве танцора, что отчасти предопределило его склонность к балетному жанру. Он писал музыку для руководимого им оркестра, а также сочинял танцевальные дивертисменты к спектаклям.
   С 1653 года Люлли - придворный композитор. В 1650 - 60-е годы Люлли выступал преимущественно как автор балетной музыки. Люлли создавал комедии-балеты, оперы-балеты "Триумф любви" (1681); "Храм мира" (1685). К 1662 году относится начало творческого содружества Люлли с Мольером. Ими созданы совместно более 10 комедий-балетов: "Версальский экспромт" (1663), "Брак поневоле" (1664), "Мещанин во дворянстве" (1670) и др. Впоследствии Люлли обращается к оперному жанру. Вероятно, на формирование оперного стиля Люлли повлияло знакомство с творчеством Ф. Кавалли, оперы которого ставились при дворе Людовика XIV. К одной из его опер, "Ксеркс", Люлли в 1660 году написал танцевальный дивертисмент. В 1672 году Люлли стал директором "Королевской академии музыки", получив преимущественное право постановки своих произведений. В оперных спектаклях Люлли принимал участие не только как композитор, но и как дирижер, режиссер, балетмейстер. Либретто к операм Люлли писал Ф. Кино. Ими создан монументальный оперный жанр "Лирическая трагедия" - пышный 5-актный придворный спектакль, включающий и балетные сцены. Опере предшествовал аллегорический пролог. В содружестве с Кино Люлли создал лирические трагедии: "Альцеста" (1674), "Тезей" (1675), "Атис" (1676), "Прозерпина" (1680), "Персей" (1682), "Фаэтон" (1683), "Амадис" (1684), "Армида" (1686) и др. В отличие от современных ему итальянских композиторов Люлли стремился к органическому синтезу музыки и драмы. Этим он предвосхищает творчество Рамо и в особенности Глюка. Важным средством в операх Люлли являются драматически приподнятые речитативы. Балетные дивертисменты, связывая отдельные сцены, создают единство действия. Люлли по праву считается создателем классической формы французской увертюры (из трех контрастирующих частей). Помимо опер и балетов, Люлли писал также хоровые произведения. Наряду с традиционными полифоническими приемами он использовал и гомофонно- гармонические средства. Мотеты писались, как правило, для двойного хора. Люлли новаторски трактует мотетный жанр, активно используя оркестровые звучания (вступительные ритурнели, сопровождение к хору в драматически напряженных моментах). Умер Жан Батист Люлли 22 марта 1687 года в Париже.

 
   По материалам: http://www.c-cafe.ru/.

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Рейтинг@Mail.ru