Сэмюэл Барбер -
американский композитор. Сэмюэл Барбер родился 9 марта 1910 года в
городе Уэст-Честер, штат Пенсильвания (США). В 1924-1928 годах учился у
И. А. Венгеровой (фортепиано), Р. Скалеро (композиция), Ф. Рейнера
(дирижирование), Э. де Гогорца (пение) в Музыкальном институте Кёртис в
Филадельфии, где позднее преподавал инструментовку и хоровое
дирижирование (1939-1942). Некоторое время выступал как певец (баритон)
и дирижёр собственных произведений в городах Европы, в том числе на
фестивалях (Херефорд, 1946). Барбер - автор многочисленных произведений
различных жанров. В его ранних фортепианноых сочинениях проявляется
воздействие романтиков и С. В. Рахманинова, в оркестровых - Р. Штрауса.
Позднее воспринял элементы новаторского стиля молодого Б. Бартока,
раннего И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева. Зрелый стиль Барбера
характеризуется сочетанием романтических тенденций с чертами
неоклассицизма.
Лучшие произведения Барбера отличаются мастерством формы и богатством
фактуры; оркестровые произведения - блестящей техникой инструментовки
(исполнялись А. Тосканини, А. Кусевицким и другими крупнейшими
дирижёрами), фортепианные - пианистичностью изложения, вокальные -
непосредственностью образного воплощения, выразительностью распева и
музыкальной декламации. Среди ранних сочинений Барбера наиболее
значительны: 1-я симфония, Adagio для струнных оркестра (переложение 2-й
части 1-го струнного квартета), соната для фортепиано, концерт для
скрипки с оркестром. Популярностью пользуется лирико-драматическая опера
на традиционный любовный сюжет «Ванесса» (одна из немногих американских
опер, поставленных в «Метрополитен-опера», Нью-Йорк, 1958). Музыка её
отмечена психологизмом, мелодичностью, обнаруживает известную близость к
творчеству «веристов», с одной стороны, и поздним операм Р. Штрауса - с
другой.
Сочинения: оперы - "Ванесса" (1958) и "Антоний и Клеопатра" (1966),
камерная опера "Партия в бридж" (A Hand of bridge, Сполето, 1959);
балеты - "Змеиное сердце" (The serpent heart, 1946, 2-я ред. 1947; на
его основе - оркестровая сюита "Медея", 1947), "Синяя роза" (A blue
rose, 1957, не пост.); для голоса с оркестром - "Прощание Андромахи"
(Andromache's farewell, 1962), "Любовники" (The lovers, по П. Неруде,
1971); для оркестра - 2 симфонии (1-я, 1936, 2-я ред. - 1943; 2-я, 1944,
новая ред. - 1947), увертюра к пьесе «Школа злословия» Р. Шеридана
(1932), "Праздничная токката" (Toccata festiva, 1960), "Поблекшая
фотография давней сцены" (Fadograph from a yestern scene, пo Дж. Джойсу,
1971), концерты с оркестром - для фортепиано (1962), для скрипки (1939),
2 для виолончели (1946, 1960), балетная сюита "Сувениры" (Souvenirs,
1953); камерные сочинения - Кэприкорнский концерт для флейты, гобоя и
трубы со струнным оркестром (1944), 2 струнных квартета (1936, 1948),
"Летняя музыка" (Summer music, для квинтета дерев. духовых), сонаты (за
сонату для виолончели и фортепиано, а также "Музыку к сцене из Шелли" -
Music for a scene from Shelley, 1933, американская Римская премия 1935);
хоры, циклы песен на сл. Дж. Джойса и Р. Рильке, кантата "Молитвы
Киеркегаарда" (Prayers of Кjerkegaard, 1954).
Умер Сэмюэл Барбер 23 января 1981 года в Нью-Йорке. |