Мелитон Антонович
Баланчивадзе - грузинский композитор. Баланчивадзе родился 24 декабря
1862 года в деревне Баноджа (Грузия). Учился в Кутаисском духовном
училище, пел в церковном хоре. Первые серьезные музыкальные занятия
Баланчивадзе относятся к периоду 1877-1879 годов, когда он брал уроки у
дирижера хора Аушева. В 1880 году семнадцатилетний Баланчивадзе
поступает в хор Тифлисского оперного театра, а вскоре там же исполняет и
некоторые сольные партии.
В 1882 году начинается его музыкально-общественная деятельность в
качестве пропагандиста и собирателя грузинских народных песен. Он
организует ряд хоровых коллективов,устраивает концерты в различных
городах Грузии. Первые композиторские опыты Баланчивадзе - романсы
"Когда я смотрю на тебя", "К тебе стремлюсь я вечно", "Колыбельная" -
сразу принесли ему широкую известность. В 1889 году он поступает в
Петербургскую консерваторию на вокальное отделение, а через год, по
совету А. Рубинштейна, тогдашнего директора консерватории, переходит на
композиторское отделение, где учится у Н. А. Римского-Корсакова, а также
занимается гармонией у Ю. И. Иогансена. Здесь композитор начинает работу
над оперой "Тамар Цбиери" ("Тамара Коварная"), первый акт которой был
исполнен в конце 1897 года. Живя в России вплоть до 1917 года,
композитор вел неутомимую работу по пропаганде грузинской музыки,
выступал с организованными им хоровыми коллективами во многих городах
центральной России, Украины, Польши, Прибалтики, знакомя русское
общество с жемчужинами грузинского народного творчества. В 1917 году
Баланчивадзе возвращается в Грузию. В 1918 году он основывает
музыкальную школу в Кутаиси, в 1921-1924 годах заведует музыкальным
отделом Наркомпроса Грузинской ССР. В 1926 году композитор завершает
свою оперу "Тамар Цбиери"( во второй редакции "Дареджан Цбиери"), а в
1927 году пишет кантату "Слава ЗАГЭС". Умер Мелитон Антонович
Баланчивадзе 21 ноября 1937 года в Кутаиси (Грузия).
Основное сочинение Баланчивадзе - опера "Дареджан Цбиери". Трудно
переоценить историческое значение этого произведения, задуманного и
частично сочиненного еще в конце XIX столетия, когда грузинское
музыкальное искусство только зарождалось. Опера написана на исторический
сюжет. В ней искуссно переплетаются две драматургические линии:
патриотическая (ее носители - Гоча, Ниро, Цика) и психологическая
(связанная с переживаниями порочной царицы Дареджан). По своей музыке,
однако, опера выдержана в лирическом, камерном плане, лишь местами
приобретая драматическую окраску. Драматургия "Дареджан Цбиери" основана
на системе музыкальных номеров, чередующихся по принципу контрастности.
Сильные стороны музыки "Дареджан Цбиери" - в ее ярко выраженном
нацинальном характере, красоте, поэтической задушевности и
выразительности мелодии, в подлинной вокальности. |