Аарон Копленд -
американский композитор, пианист, дирижёр и педагог. Аарон Копленд
родился 14 ноября 1900 года в Нью-Йорке, в семье евреев - выходцев из
России. В пятнадцать лет решил стать композитором. После окончания
средней школы занимался гармонией, полифонией и композицией у Р.
Гольдмарка в Нью-Йорке (1917-1921), летом 1921 года - на специальных
курсах в Музыкальной школе Фонтенбло, а затем в течение трех лет брал
уроки композиции у Нади Буланже в Париже. В столице Франции Копленд
погрузился в оживленную атмосферу послевоенной Европы - то было время
формирования европейского модернизма в музыке. На молодого американца
особенно сильное воздействие оказало творчество И. Стравинского и
французской "Шестерки". Вернувшись в Нью-Йорк (июнь 1924), Копленд
вскоре стал лидером современных американских композиторов, свою позицию
он обосновывал в книгах, публичных лекциях и, конечно, в собственных
сочинениях.
В творческой эволюции Копленда можно выделить три основных этапа. Для
первого периода (1924-1929) характерен синтез джазовой полиритмии с
техникой композиции, типичной для французской школы того времени.
Наиболее яркие примеры - симфония для органа с оркестром (1924), "Музыка
для театра" (1925) и концерт для фортепиано с оркестром (1926). На
втором этапе (1929-1935) музыка Копленда становится более отвлеченной:
это достигается остродиссонирующей гармонией, которая возникает на
основе двенадцатитоновой техники, с применением политональных сочетаний.
Экономией материала и сдержанностью экспрессии выделяются фортепианные
вариации (1930), "Короткая симфония 2" (1933) и "Заявления" (1935). В
поисках предельно простого и ясного языка Копленд начиная с 1935 года
обращается к американскому фольклору. Эта тенденция отразилась в двух
типах произведений: в прикладной музыке для радио, кино и театра - в
двух балетах Копленда, "Билли-Кид" (1938), "Родео" (1942) и "Весна в
Аппалачах" (1944), считающихся шедеврами американского балетного театра;
в глубоких и серьезных академических произведениях, среди которых
лучшими являются фортепианная соната (1941), Третья симфония (1946),
цикл романсов "Двенадцать стихотворений Эмили Дикинсон" (1950) и опера
"Ласковая земля" (1954).
В течение своей жизни Копленд получил массу наград и призов. Весна в
Аппалачах принесла автору Пулитцеровскую премию (1945); за музыку к
фильму "Наследница" (Heiress) он был удостоен награды Академии "За
лучшую музыку к фильму" (1949). В 1964 году композитор получил
Президентскую медаль свободы, а в 1979 году - награду Центра Кеннеди за
вклад в американскую культуру. Среди множества обществ, избравших
Копленда своим почетным членом, - нью-йоркский Национальный институт
искусства и литературы и лондонская Королевская академия музыки.
Копленд всегда предпочитал зарабатывать не преподаванием, а чтением
публичных лекций и выступлениями в печати. Он много публиковался в
ведущих журналах и газетах, а также выпустил книги "К чему
прислушиваться в музыке" (1939), "Музыка и воображение" (1952), "Копленд
о музыке" (1960), "Новая музыка. 1900-1960" (1900-1960). Распространению
идей композитора способствовали как его лекции, так и концерты, которые
он вместе с композитором Р. Сешнсом устраивал в Нью-Йорке и на
фестивалях американской музыки в Яддо. Копленд выступил инициатором
создания Союза американских композиторов, поставившего задачей
материальную поддержку музыкантов, и в 1937-1944 годах был его
президентом. В 1940 году руководил отделением композиции в Беркширском
музыкальном центре. По предложению госдепартамента США Копленд в 1941 и
1947 годах выезжал с "визитами доброй воли" в Латинскую Америку, а в
1960 году совершил большое международное турне с Бостонским
симфоническим оркестром. После 1970 Копленд практически ничего не
создал, но продолжал выступать как дирижер и читать лекции вплоть до
середины 1980-х годов. Умер Аарон Копленд 2 декабря 1990 года в
Нью-Йорке. |