Милий Алексеевич Балакирев
- русский композитор, пианист, дирижёр. Балакирев родился 2 января 1837
года в Нижнем Новгороде. Еще с детства, проведенного на берегах Волги,
полюбил Милий русские народные песни: скорбные бурлацкие, лихие плясовые
и лирические протяжные, что пелись на улицах Нижнего в будни и
праздники. Первые уроки музыки он получил у матери и старшей сестры.
Важными для Балакирева оказались занятия с местным капельмейстером
Эйзрихом. Последний не только сообщил ему основные сведения по теории
музыки, но и познакомил с местным меценатом Улыбышевым, имевшим
великолепную библиотеку. Балакирев смог познакомиться с лучшими
образцами классической мировой литературы. К тому же он получил
возможность поработать с домашним оркестром Улыбышева и на практике
изучить основы инструментовки, получить первоначальные навыки
дирижирования. Упорная работа не прошла даром, и к девятнадцати годам
Балакирев был уже сложившимся музыкантом, готовым к самостоятельной
деятельности.
Не без протекции того же Улыбышева Милий перебирается в столицу, где
довольно быстро завоевывает известность в музыкальных кругах. Первое же
публичное выступление Балакирева 12 февраля 1856 года с исполнением
сольной партии в своем Концертном аллегро для фортепьяно с оркестром
привлекло всеобщее внимание к молодому дебютанту и вызвало сочувственные
отклики в печати. Превосходного пианиста Балакирева приглашают наперебой
к себе знатные вельможи, желая украсить свои музыкальные вечера. Однако
Милий быстро понял, что роль светского баловня - не его роль. Убежденный
демократ, он видит свой артистический музыкальный долг в ином служении
русской культуре. Пренебрегая блестящей музыкальной карьерой
пианиста-виртуоза, Балакирев становится на тернистый путь - путь
музыканта-просветителя.
Единственным источником существования для него остаются уроки музыки.
Они отрывают драгоценное время, но молодой композитор продолжает
совершенствоваться. Он создает большое количество произведений, среди
которых симфоническая увертюра на тему испанского марша и "Испанская
серенада" для фортепьяно. Не забыта любовь к народной песне. Чтобы ближе
познакомиться с народной музыкой, Балакирев, совместно с поэтом
Щербиной, отправляется летом 1860 года в поездку по Волге. Напетые
бурлаками песни составили материал для замечательного сборника, ставшего
событием в русской музыке.
В начале 60-х годов под руководством Балакирева, убежденного борца за
прогрессивное демократическое музыкальное искусство, сформировался
музыкальный кружок, вошедший в историю музыки под названием "Могучая
кучка", благодаря энергии, творческому опыту Балакирев стал
вдохновителем и наставником членов кружка, оказал большое влияние на их
творчество. Балакирев был одним из основателей (совместно с Г. Я.
Ломакиным, 1862) и руководителем Бесплатной музыкальной школы (1868-
1873 и 1881 - 1908), дирижировал ее концертами (пропагандируя музыку
молодых русских композиторов), с 1867 года - симфоническими концертами
РМО, возглавлял Придворную певческую капеллу (1883-1894). Большое
внимание уделил Балакирев собиранию и изучению народной песни.
Основа творчества Балакирева - инструментальная музыка ( симфоническая и
для фортепьяно) преимущественно программная, и романсы. Продолжатель
традиций Глинки он развивал принципы русского эпического и народного
жанрового симфонизма. Балакирев внес существенный вклад в русскую
фортепьянную музыку. В его ярко национальном творчестве нашли отражение
народные образы, картины русской жизни. Балакирев широко использовал
фольклор, как русский ("Увертюра на темы трех русских песен",
симфоническая поэма "Русь"), так и других народов ("Испанская увертюра",
симфоническая поэма "В Чехии"). Ему был свойствен также интерес к теме
Востока ( симфоническая поэма "Тамара", фантазия для
фортепьяно"'Исламей"), традиционный для русских композиторов.
Произведения Балакирева вошли в русскую музыкальную классику 19 века.
Его творчество оказало большое влияние на развитие русской музыки.
Умер Милий Алексеевич Балакирев 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге. |