Дмитрий Борисович
Кабалевский - русский композитор, педагог, общественный деятель. Дмитрий
Борисович Кабалевский родился 30 декабря 1904 года в Санкт-Петербурге.
Окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н. Я. Мясковского
в 1929 году. С 1932 года и до конца жизни преподавал там же, главным
образом композицию. В 1940–1946 годах был главным редактором журнала
"Советская музыка", в 1949-1952 годах руководил сектором музыки
Института истории искусств в Москве. С начала 1950-х годов входил в
руководящие органы Союза советских композиторов (после 1957 - Союз
композиторов СССР), в частности, с 1962 года и до конца дней возглавлял
комиссию по эстетическому воспитанию детей и юношества, был
действительным членом Академии педагогических наук СССР (с 1971).
Композитор создал множество произведений в самых разных жанрах, в его
наследии пять опер, из которых две - "Кола Брюньон" по Р. Роллану (1938,
2-я ред. 1968) и "Семья Тараса" (на сюжет из эпохи Второй мировой войны,
1950) достаточно широко ставились при жизни автора, а также балет,
оперетта, четыре симфонии, оркестровые поэмы и сюиты, ряд кантат (из
которых самая заметная "Реквием" на слова Р. И. Рождественского, 1964),
инструментальных концертов, камерных инструментальных ансамблей, очень
много фортепианной музыки и романсов; он автор музыки к большому числу
театральных постановок и кинофильмов. Наибольшей популярностью
пользовались сочинения композитора для детей и подростков: триада
инструментальных концертов (в том числе фортепианный концерт на тему
песни То березка, то рябина), циклы фортепианных пьес и песен; в
вокальной музыке выделяются часто исполнявшиеся в свое время Десять
сонетов Шекспира (1955). Хорошо владея пером, Кабалевский много выступал
в периодической печати, написал несколько книг о музыкально-эстетическом
воспитании.
Кабалевский был культурным человеком и образованным музыкантом; обладал
несомненным, хотя и не слишком глубоким, мелодическим дарованием (отсюда
- удачи в музыке для детей и в музыке для театра и кино); владел
классическими формами. Роль же Кабалевского в истории советской музыки
противоречива. В частности, до сих пор непонятно, почему его имя,
фигурировавшее в списке обвиняемых в "формализме" в 1948 году
(разумеется, без всяких оснований к тому, как и у других жертв
"ждановщины"), не появилось в опубликованном тексте печально знаменитого
постановления Об опере "Великая дружба" (по одной из версий, Кабалевский
успел "покаяться", и его имя была заменено именем другого музыканта). Во
всяком случае, после 1948 года Кабалевский, бывший в молодости некоторое
время членом Ассоциации современной музыки, занимал исключительно
ретроградные позиции, особенно в своей публицистике. Реформу школьного
музыкального образования, осуществленную по его инициативе, также нельзя
признать удачной. С окончанием советского периода музыка Кабалевского,
ранее усердно насаждаемая, практически перестала звучать. Умер Дмитрий
Борисович Кабалевский 14 февраля 1987 года в Москве. |