Адольф Адам - французский
композитор. Автор всемирно известного балета "Жизель" Адам был одним из
наиболее знаменитых и любимых композиторов Франции первой половины XIX
века. Его оперы и балеты пользовались огромным успехом у публики, слава
Адама еще при жизни перешагнула рубежи Франции. Наследие его огромно:
свыше 46 опер, 18 балетов (среди которых "Дева Дуная", "Корсар",
"Фауст"). Его музыку отличают изящество мелодии, пластичность рисунка,
тонкость инструментовки.
Адольф Шарль Адам родился 24 июля 1803 года в Париже, в семье пианиста.
В молодые годы Адам не проявлял интереса к музыке и готовился к карьере
ученого. Тем не менее он получил музыкальное образование в Парижской
консерватории. Сильное воздействие на развитие его композиторских
способностей оказала встреча с композитором Ф. Буальдье - одним из
ведущих французских композиторов того времени. Он сразу заметил в Адаме
мелодический дар и взял его в свой класс. Успехи молодого композитора
были настолько значительны, что в 1825 году он получил Римскую премию.
Адама и Буальдье связывали глубокие творческие контакты. По эскизам
своего учителя Адам написал увертюру к самой известной и популярной
опере Буальдье "Белая дама". В свою очередь Буальдье угадал в Адаме
призвание к театральной музыке и посоветовал ему в начале обратиться к
жанру комической оперы. Первая комическая опера Адама была написана в
1829 году на сюжет из русской истории, в которой одним из главных
действующих лиц был Петр I. Опера называлась "Петр и Екатерина".
Наибольшую известность и популярность снискали оперы, появившиеся в
последующие годы: "Хижина" (1834), "Почтальон из Лонжюмо" (1836),
"Король из Ивето" (1842), "Калиостро" (1844). Композитор писал очень
много и быстро. "Почти все критики обвиняют меня в слишком быстром
сочинении, - писал Адам, - я сочинил "Хижину" за пятнадцать дней,
"Жизель" - за три недели и "Если бы я был королем" - за два месяца".
Однако наибольший успех и самая долгая жизнь выпала на долю его балета
"Жизель" (либр. Т. Готье и Г. Корали), послужившего началом т. н.
французского романтического балета. С балетом Адама связаны имена
замечательных балерин Ш. Гризи и М. Тальони, создавших поэтичный и
нежный образ Жизели.
В течение ряда лет композитор не приступал к сочинению музыки.
Поссорившись с директором театра "Opera Comique", Адам решил открыть
собственное театральное предприятие под названием Национальный театр. Он
просуществовал всего лишь год, и разорившийся композитор вынужден был,
для того чтобы поправить свое материальное положение, вновь обратиться к
композиции. В эти же годы (1847-1848) появляются в печати его
многочисленные фельетоны и статьи, а с 1848 года он становится
профессором Парижской консерватории. Среди сочинений этого периода - ряд
опер, поражающих разнообразием сюжетов: "Тореадор" (1849), "Жиральда"
(1850), "Нюрнбергская кукла" (по новелле Т. А. Гофмана "Песочный
человек" - 1852), "Будь я король" (1852), "Фальстаф" (по В. Шекспиру -
1856). В 1856 г. был поставлен один из самых популярных его балетов
"Корсар". Умер Адольф Шарль Адам 3 мая 1856 года в Париже. |