Эмметт Келли - американский
цирковой артист, клоун. Эммет Лео Келли родился 9
декабря 1898 года в городе Седане, штата Техас, США. Юный Эммет решил
посвятить свою жизнь сельскому хозяйству, но однажды в городе Уостоне он
увидел в первый раз цирковое представление. Зрелище его потрясло, и
Эммет, забыв обо всем, устроился работать в шапито, намереваясь стать
артистом. В пятнадцать лет Келли убежал из дому и, скитаясь по стране,
перепробовал разные профессии: был помощником клерка, сопровождал
грузовики, раскрашивал вывески и все время мечтал стать артистом,
выступая перед публикой как художник-карикатурист. Он учился рисовать,
делая копии с картин знаменитых мастеров. Рисовал буквально на каждом
клочке бумаги и грезил о маленьком номере "художник-моменталист". В
конце концов он начал выступать в любительских концертах и на сельских
балах. Его номер хорошо принимали зрители.
Работая в Канзас-Сити на киностудии, Эммет впервые создал серию как бы
"оживающих рисунков", где появился силуэт будущего клоунского персонажа.
Это был меланхоличный, одинокий бродяжка. Он никогда не был счастлив, но
и никогда не терял присутствия духа, готовый начать все с нуля. Именно
над этим персонажем Эммет Келли работал многие годы, уточняя детали
костюма, грима и оттачивая его пластику, сценки. Однако прежде он
дебютировал в цирке-шапито в качестве воздушного гимнаста и Белого
клоуна. По строению своей фигуры Келли не подходил для жанра гимнастики
- он был высокий и худой. Ему также никогда не хватало четкости в
координации движений, что крайне необходимо гимнасту. После нескольких
лет скитаний по различным циркам: и маленьким шапито и большим
стационарам, в 1935 году Келли, отказавшись от карьеры гимнаста, впервые
выходит на манеж цирка Гагенбека-Валлас в облике бродяги Вилли. Такое
имя решил присвоить своему комедийному персонажу Эммет Келли. Позднее
его "Грустный Вилли". Костюм бродяги-горемыки складывался постепенно.
Все в нем было продумано до мелочей и если появляются новые детали, то
крайне редко. Пальто - подарок циркового великана. На потрепанном
галстуке вместо заколки - деревянная прищепка для белья. Шляпа, видимо,
много лет тому назад купленная у старьевщика, не раз перелицовывалась,
но при этом не меняла первоначальной формы.
В 1937 году Эммет Келли поехал на гастроли в Лондон и два сезона провел
в цирке Миллза. Ему удалось покорить Англию. Вспоминая о тех гастролях,
Эммет рассказывал, что на первом представлении присутствовал весь цвет
Лондона и в том числе лорд Мэр. Выглянув из-за занавеса в зрительный
зал, Келли увидел красиво одетых людей, сиявшие драгоценности и подумал,
что эта публика не примет его оборванца. До начала представления в
распоряжении комика было всего шесть или восемь минут. И вот что он
придумал. Келли неожиданно для зрителей пошел между рядами. В Англии
такие выходки клоуны себе не позволяли. Он шел и грыз капустную
кочерыжку. Публика была удивлена и встретила клоуна бурной овацией. Ему
удалось покорить и англичан. Вернувшись в Америку, Эммет Келли многие
годы был украшением программ цирка "Братьев Ринглинг, Барнума и Бейли".
Он находился на манежах с начала и до конца представления. Бродил по
арене, останавливался около зрителей амфитеатра, ощипывал капустные
листья и не спеша шел дальше. Его шутки казались незамысловатыми, но в
исполнении "Печального Вилли" они превращались в маленькие клоунские
шедевры. Например, клоун старался вымести с арены "зайчика". Но светлое
пятнышко все время убегало от Вилли. И как бы он ни старался сжать
"зайчика" в руке или прикрыть веником, у клоуна ничего не получалось.
Убедившемуся в тщетности своих попыток "Печальному Вилли" ничего не
оставалось, как загнать "зайчика" под огромный цирковой ковер. Нередко
бродяга Вилли находился на манеже в момент выступления какого-нибудь
артиста: с комическим ужасом в глазах следил за опасными упражнениями
воздушных гимнастов; ассистируя жонглеру, подменял его реквизит на свой
клоунский, что, естественно, вызывало улыбки зрителей; в паузах конного
номера разыгрывал пародии на действия наездников и так далее. Клоун
никогда не разговаривал, но его мимика и пластика были чрезвычайно
выразительны. То, что Эммет Келли был прекрасный актер, он доказал не
только выступлениями на манеже. Келли играл на Бродвее в оперетте "Keep
off the Gross" и снимался в кино, исполняя главную роль в фильме "The
Fat Man", поставленном режиссером Биллем Кастлем.
Многие американские клоуны пытались копировать репертуар "Печального
Вилли". Повторяли его сценку с орехом, который бродяга старался
расколоть огромным молотком. Вначале ему никак не удавалось этого
сделать, а когда расколол, то так и не смог найти остатки ореха.
Действия Вилли вызывали у публики смех и аплодисменты, а проделки других
клоунов с орехом и молотком встречались молчанием зрительного зала.
Объясняя коллегам их неудачи. Обладая большим талантом комедийного
актера, Келли в последние годы жизни почти не использовал цирковые
трюки. Одна из его сценок, к примеру, была такой. Вилли как бы
подготавливал огород к посадке овощей. Но, увлекшись незаметно для себя,
съедал все семена еще до того, как земля была готова к севу. По всем
клоунским канонам сценка кажется пустяковой, но зрители, наблюдая за
действиями Вилли, смеялись до колик.
Умер Эммет Лео Келли 28 марта 1979 года в городе Сарасота, штат Флорида,
США. В память об артисте учреждена награда "Эммета", которая
присуждается ежегодно за выдающийся вклад в развитие циркового
искусства. |