Elite-Home

Эмметт Лео Келли

На главную ║ Назад     Знаменитые клоуны

Эмметт Лео Келли (Emmett Leo Kelly)

 

   Эмметт Келли - американский цирковой артист, клоун. Эммет Лео Келли родился 9 декабря 1898 года в городе Седане, штата Техас, США. Юный Эммет решил посвятить свою жизнь сельскому хозяйству, но однажды в городе Уостоне он увидел в первый раз цирковое представление. Зрелище его потрясло, и Эммет, забыв обо всем, устроился работать в шапито, намереваясь стать артистом. В пятнадцать лет Келли убежал из дому и, скитаясь по стране, перепробовал разные профессии: был помощником клерка, сопровождал грузовики, раскрашивал вывески и все время мечтал стать артистом, выступая перед публикой как художник-карикатурист. Он учился рисовать, делая копии с картин знаменитых мастеров. Рисовал буквально на каждом клочке бумаги и грезил о маленьком номере "художник-моменталист". В конце концов он начал выступать в любительских концертах и на сельских балах. Его номер хорошо принимали зрители.
   Работая в Канзас-Сити на киностудии, Эммет впервые создал серию как бы "оживающих рисунков", где появился силуэт будущего клоунского персонажа. Это был меланхоличный, одинокий бродяжка. Он никогда не был счастлив, но и никогда не терял присутствия духа, готовый начать все с нуля. Именно над этим персонажем Эммет Келли работал многие годы, уточняя детали костюма, грима и оттачивая его пластику, сценки. Однако прежде он дебютировал в цирке-шапито в качестве воздушного гимнаста и Белого клоуна. По строению своей фигуры Келли не подходил для жанра гимнастики - он был высокий и худой. Ему также никогда не хватало четкости в координации движений, что крайне необходимо гимнасту. После нескольких лет скитаний по различным циркам: и маленьким шапито и большим стационарам, в 1935 году Келли, отказавшись от карьеры гимнаста, впервые выходит на манеж цирка Гагенбека-Валлас в облике бродяги Вилли. Такое имя решил присвоить своему комедийному персонажу Эммет Келли. Позднее его "Грустный Вилли". Костюм бродяги-горемыки складывался постепенно. Все в нем было продумано до мелочей и если появляются новые детали, то крайне редко. Пальто - подарок циркового великана. На потрепанном галстуке вместо заколки - деревянная прищепка для белья. Шляпа, видимо, много лет тому назад купленная у старьевщика, не раз перелицовывалась, но при этом не меняла первоначальной формы.
   В 1937 году Эммет Келли поехал на гастроли в Лондон и два сезона провел в цирке Миллза. Ему удалось покорить Англию. Вспоминая о тех гастролях, Эммет рассказывал, что на первом представлении присутствовал весь цвет Лондона и в том числе лорд Мэр. Выглянув из-за занавеса в зрительный зал, Келли увидел красиво одетых людей, сиявшие драгоценности и подумал, что эта публика не примет его оборванца. До начала представления в распоряжении комика было всего шесть или восемь минут. И вот что он придумал. Келли неожиданно для зрителей пошел между рядами. В Англии такие выходки клоуны себе не позволяли. Он шел и грыз капустную кочерыжку. Публика была удивлена и встретила клоуна бурной овацией. Ему удалось покорить и англичан. Вернувшись в Америку, Эммет Келли многие годы был украшением программ цирка "Братьев Ринглинг, Барнума и Бейли". Он находился на манежах с начала и до конца представления. Бродил по арене, останавливался около зрителей амфитеатра, ощипывал капустные листья и не спеша шел дальше. Его шутки казались незамысловатыми, но в исполнении "Печального Вилли" они превращались в маленькие клоунские шедевры. Например, клоун старался вымести с арены "зайчика". Но светлое пятнышко все время убегало от Вилли. И как бы он ни старался сжать "зайчика" в руке или прикрыть веником, у клоуна ничего не получалось. Убедившемуся в тщетности своих попыток "Печальному Вилли" ничего не оставалось, как загнать "зайчика" под огромный цирковой ковер. Нередко бродяга Вилли находился на манеже в момент выступления какого-нибудь артиста: с комическим ужасом в глазах следил за опасными упражнениями воздушных гимнастов; ассистируя жонглеру, подменял его реквизит на свой клоунский, что, естественно, вызывало улыбки зрителей; в паузах конного номера разыгрывал пародии на действия наездников и так далее. Клоун никогда не разговаривал, но его мимика и пластика были чрезвычайно выразительны. То, что Эммет Келли был прекрасный актер, он доказал не только выступлениями на манеже. Келли играл на Бродвее в оперетте "Keep off the Gross" и снимался в кино, исполняя главную роль в фильме "The Fat Man", поставленном режиссером Биллем Кастлем.

   Многие американские клоуны пытались копировать репертуар "Печального Вилли". Повторяли его сценку с орехом, который бродяга старался расколоть огромным молотком. Вначале ему никак не удавалось этого сделать, а когда расколол, то так и не смог найти остатки ореха. Действия Вилли вызывали у публики смех и аплодисменты, а проделки других клоунов с орехом и молотком встречались молчанием зрительного зала. Объясняя коллегам их неудачи. Обладая большим талантом комедийного актера, Келли в последние годы жизни почти не использовал цирковые трюки. Одна из его сценок, к примеру, была такой. Вилли как бы подготавливал огород к посадке овощей. Но, увлекшись незаметно для себя, съедал все семена еще до того, как земля была готова к севу. По всем клоунским канонам сценка кажется пустяковой, но зрители, наблюдая за действиями Вилли, смеялись до колик.
   Умер Эммет Лео Келли 28 марта 1979 года в городе Сарасота, штат Флорида, США. В память об артисте учреждена награда "Эммета", которая присуждается ежегодно за выдающийся вклад в развитие циркового искусства.
 
   Источник: http://www.peoples.ru/.
 

На главную ║ Назад     Знаменитые клоуны

Рейтинг@Mail.ru