Леонид Енгибаров -
армянский цирковой актер, клоун-мим. Леонид Георгиевич Енгибаров родился
15 марта 1935 года в Москве. Закончив среднюю школу в 1952 году, он
поступил в институт рыбного хозяйства. Однако, проучившись в нем всего
полгода, он перевелся в институт физкультуры. В то время он
профессионально занимался боксом и к середине 50-х сумел достичь на этом
поприще хороших результатов. В 1955 году в Государственном училище
циркового искусства открывается отделение клоунады, и Леонид принимает
решение поступить на него. Его принимают. По мнению тех, кто видел
Енгибарова в те годы, уже в училище четко определилась его творческая
индивидуальность как коверного мастера пантомимы. Закончив училище в
1959 году, Леонид отправляется в Ереван и поступает в труппу армянского
циркового коллектива. Он делает первые самостоятельные шаги на
профессиональной цирковой арене. Стоит отметить, что в отличие от
большинства тогдашних клоунов, которые веселили зрителей с помощью
стандартного набора трюков и хохм, Енгибаров пошел совершенно иным путем
и, наверное, впервые стал создавать на арене цирка поэтическую клоунаду.
Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно
больше смеха, а заставляли его думать, размышлять.
Уже с первых своих шагов на арене Енгибаров стал вызывать у публики и
коллег по профессии самые противоречивые отзывы. Публика, которая
привыкла в цирке развлекаться, а не размышлять, была разочарована таким
клоуном. И многие его коллеги вскоре стали советовать ему сменить амплуа
"думающего клоуна". Стоит отдать должное Енгибарову, он не отрекся от
избранного пути и вскоре доказал свою правоту. Описывать миниатюры
Енгибарова дело неблагодарное, их нужно видеть. Вот описание миниатюры
под названием "Жажда". В ней героя Енгибарова мучает сильная жажда, и он
замечает на высоком постаменте кувшин с водой. Естественно, он пытается
до него добраться, однако дается ему это не сразу. Он много раз
карабкается на постамент, падает, вновь поднимается, и так несколько
раз. Наконец ему удается достать кувшин, он бережно берет его в руки,
мысленно уже предвкушая тот момент, когда живительная влага утолит его
страдания. И в тот момент, когда он уже готов опорожнить кувшин,
внезапно появляется маленькая девочка. Она подходит к нему и, показывая
на кувшин; просит отдать его ей. И клоун отдает. А девочка садится в
сторонке и начинает поливать водой из кувшина свои песочные куличики,
чтобы лучше лепились. Кульминацией этой сценки является то, как
реагирует клоун на этот поступок девочки: он начинает улыбаться.
С ростом популярности Енгибарова на него стали обращать внимание и
представители других творческих профессий, в том числе и
кинематографисты. В 1962 году артисту предложили сыграть в кино самого
себя. Режиссеры "Арменфильма" Г. Малян и Л. Исаакян задумали снять фильм
о цирковом клоуне и назвали его "Путь на арену". Картина была тепло
принята зрителем и подняла популярность Енгибарова еще на одну
ступеньку. А через год после выхода картины на экран к артисту пришла и
широкая международная известность. На Международном конкурсе клоунов в
Праге в 1964 году Енгибаров получил 1-ю премию - кубок имени Э. Басса.
Это был ошеломительный успех для 29-летнего артиста, которого всего лишь
несколько лет назад мало кто воспринимал всерьез. Конец 60-х годов можно
считать самым удачным в творческой карьере Енгибарова. Он с успехом
гастролирует как по стране, так и за ее пределами (в Румынии, Польше,
Чехословакии). Помимо цирка, он выступает с "Вечерами пантомимы" на
эстраде. Кроме этого, он пишет замечательную прозу, которую публикуют
многие журналы. Тогда же выходят и два фильма, рассказывающие о
творчестве талантливого клоуна: "Знакомьтесь, Леонид Енгибаров" и "2
Леонид 2".
В 1971 году Енгибаров покинул Союзгосцирк, после того как его партнера
Белова не выпустили вместе с ним на зарубежные гастроли. Енгибаров
создал эстрадный театр пантомимы и вскоре выпустил в свет спектакль
"Звездный дождь". Между тем популярность Енгибарова у зрителей была
огромной, он по праву считался одним из лучших цирковых артистов
Советского Союза. В начале 1972 года с ним произошел случай, как нельзя
лучше характеризующий отношение к нему простой публики. Леонид приехал в
Ереван и пошел в родной для него цирк. В тот момент там уже шло
представление, и, чтобы не мешать, Енгибаров тихонечко прошел в
директорскую ложу и сел в углу. Однако кто-то из актеров узнал о его
присутствии, и вскоре уже весь коллектив был оповещен об этом. Поэтому
каждый из выходящих на арену артистов считал своим долгом сделать
приветствующий жест в сторону директорской ложи. Это не укрылось и от
зрителей, они стали шептаться между собой и все чаще оглядываться в
сторону ложи. В конце концов инспектору манежа не оставалось ничего
иного, как прервать представление и объявить на весь манеж: "Дорогие
друзья! Сегодня на нашем представлении присутствует клоун Леонид
Енгибаров!" Не успело стихнуть эхо этих слов под сводами цирка, как весь
зал в едином порыве поднялся со своих мест и разразился оглушительными
аплодисментами. Артист был крайне смущен таким вниманием к своей
персоне, но ничего поделать с этим уже не мог. Пришлось ему встать и
выйти из темного угла на свет. Зрители продолжали горячо аплодировать,
он пытался движением рук их унять, но у него, естественно, ничего не
получилось. И тогда он, в благодарность за такую любовь, на ходу
придумал пантомиму: раскрыв двумя руками свою грудную клетку, достал
оттуда сердце, разрезал его на тысячи маленьких кусочков и бросил
зрителям. Это было великолепное зрелище, достойное таланта прекрасного
артиста.
В июле того же года Енгибаров приехал в Москву. Тот месяц был отмечен
небывалой жарой и засухой. В Подмосковье горели торфяные болота, и в
отдельные дни воздух был таким, что в нескольких метрах от себя
невозможно было увидеть человека. И в один из таких дней - 25 июля -
Енгибарову стало плохо, и он попросил свою маму - Антонину Андреевну -
вызвать врача. Вскоре тот приехал, диагностировал отравление, выписал
какое-то лекарство и покинул дом. Вскоре после его ухода артисту стало
еще хуже. Матери вновь пришлось вызывать "Скорую". Пока врачи ехали,
Леонид мучился от боли и во время одного из приступов внезапно попросил
у матери: "Дай холодного шампанского, мне станет легче!" Видимо, он не
знал, что шампанское сужает сосуды. Не знала об этом и его мама. Леонид
выпил полбокала и вскоре умер от разрыва сердца. Это случилось 25 июля
1972 года в Москве. |