Луи де Фюнес - французский
киноактёр, комик, режиссёр и сценарист. Луи де Фюнес родился 31 июля
1914 года в департаменте Курбевуа, Франция. В детстве Луи де Фюнес был
известен друзьям как "Фюфю". Он неплохо говорил по-французски, испански
и английски. В молодости он увлекался рисованием и игрой на пианино. В
кино пришел в 30-летнем возрасте, перепробовав множество профессий -
бухгалтера, художника-оформителя, тапера и т. д. Актерское образование
получил на драматических курсах Р. Симона, выступал в кабаре,
мюзик-холле, на радио.
Широкая известность пришла к Фюнесу после роли мсье Каломеля, соседа
главных героев, в комедии "Ж.-П. Ле Шануа Папа, мама, служанка и я"
(1954). Когда мсье Каломель появился в продолжении этого фильма (Папа,
мама, моя жена и я - Papa, 1956), на счету Фюнеса было уже не менее
десятка других комических ролей, снискавших популярность во Франции и за
ее пределами. Обладая чрезвычайно подвижной мимикой и холерическим
темпераментом, Фюнес легко превращал своих персонажей в живую
карикатуру, гротескное воплощение слабостей и пороков, будь то лень или
воровство. В лице Фернанделя, Тото, Бурвиля, М. Симона он имел маститых,
прославленных соперников, однако, работая с ними в одном жанре, а иногда
и в одном фильме, Фюнес не оставался в тени. Утверждению харизмы Фюнеса
способствовало и то, что к началу 1960-х годов в мировом кино возникает
повышенный интерес к эксцентрической комедии с элементами буффонады,
пародии и абсурдистского юмора - родной стихии французского актера.
В середине 1960-х годов родилась лучшая комическая маска Фюнеса -
комиссар Жюв, импульсивный, идиотически-бестолковый недомерок,
изображающий из себя гения сыска и предводителя борьбы с инфернальным
злом. В трех фильмах о Фантомасе (Фантомас, 1964; Фантомас разбушевался,
1965; Фантомас против Скотланд-Ярда, 1966), пародийном римейке старого
приключенческого киносериала 1913-1914 годов, Фюнес решительно затмил
своими шутовскими эскападами и благородного журналиста Фандора, и самого
Фантомаса. Примечательно, что при всех своих отрицательно-карикатурных
чертах герой Фюнеса вызывал наибольшую симпатию зрителя. В то время как
кассовый и художественный потенциал сюжетов о Фантомасе был исчерпан уже
во втором фильме, творческий взлет Фюнеса нашел продолжение в целом ряде
других комедий. Национальными чемпионами по кассовым сборам стали Разиня
(1964) и Большая прогулка (1966), где он сыграл в дуэте с Бурвилем. Еще
одной его популярной маской стал жандарм Людовик Крюшо (Жандарм из
Сан-Тропез, 1964; Жандарм в Нью-Йорке, 1966; Жандарм женится, 1968),
профессиональным амплуа и идиотическим самомнением близкий комиссару
Жюву, но с более заземленными чертами провинциала-обывателя. В
экранизации пьесы К. Манье Оскар (1967), где Фюнес не только сыграл
главную роль, но и стал автором сценария, ощущалась весьма
распространенная в то время стилистика комедии абсурда.
В 1968 году Фюнес был признан лучшим актером Франции. По размеру
гонораров (2.5 млн. франков за фильм) он превосходил всех своих коллег.
Однако именно с этого времени в его карьере наметились первые признаки
спада. В Замороженном (1969), Человеке-оркестре (1970), Приключениях
Якоба (1973) артист все с меньшим успехом эксплуатировал свою
излюбленную маску эксцентричного и самовлюбленного простофили. Кроме
того, со смертью Бурвиля (1970) он потерял своего лучшего партнера.
Попытки найти равноценную замену, в том числе в лице сына Оливье
(Большие каникулы, 1966, Замороженный, Человек-оркестр, На древо
взгромоздясь, 1970), не увенчались успехом. Последней значительной ролью
знаменитого комика стал Гарпагон в экранизации мольеровского Скупого
(1979), которую сам Фюнес и поставил. Фильм был прохладно встречен
прессой и не окупился в прокате. Тем не менее выдающийся вклад Фюнеса во
французское и мировое кино (свыше 120 ролей) не подвергался сомнению и в
1980 был отмечен почетной премией "Сезар". Умер Луи де Фюнес 27 января
1983 года в городе Нант, Франция. |