Алексей Сергеев - российский
цирковой артист, клоун. Алексей Иванович Сергеев родился 16 февраля 1915
года в городе Воронеж, Россия. Его появление и детство было опечалено
событиями и последствиями Первой мировой войны, однако не смотря на это
Мусля рос веселым ребенком, во всем он старался быть похожим на старшего
брата, который являлся большим поклонником цирка, он же стал и его
первым учителем. Первоначально Серго освоил профессию акробата и
вольтижёра, в этом качестве состоялись его первые выступления с братом в
любительском цирке Воронежа. С 1928 года Сергеев был принят в молодежную
цирковую труппу под руководством Али Чанышева, также акробатом. Первое
выступление в роли коверного клоуна Мусля исполнил только в 1933 году.
Имя Мусля он получил за то, что к собеседникам обращался на французский
манер "месье", которое из его уст звучало как "мусля". А прозвище Серго
у него, по-видимому, осталось с детства. Его номера привлекали
импровизацией, естественностью, Сергеев редко что-нибудь планировал,
однако при этом зрители всегда смеялись до слез.
Именно клоун Сергеев ввел в советском цирке "моду" на номера с
грустинкой. После очередного номера на арене оставались лихие наездники
с Дикого Запада, которые мастерски орудовали на манеже лассо и хлыстами.
После поклона ковбоев к ним подходил клоун и просил рассечь и его
бумажку. Сказано - сделано! Коверный, пораженный исполненный трюком,
снимал с головы свою шляпу и предлагал разрубить хлыстом и ее. Готово! И
ковбой, еще раз поклоняясь, удалялся за кулисы, а зрители, наконец,
обращали внимание на клоуна. Артист тончайшими нюансами мимики передавал
целую гамму чувств: глубокое недоумение, осознание содеянного, и испуг,
переходивший в горький укор самому себе: что же ты, дуралей, натворил.
Как же ты теперь без шляпы? Клоун слюнявил место разреза, словно
почтовый конверт, пытаясь склеить головной убор. Его лицо искажалось в
беззвучном плаче, дрожала нижняя челюсть и он, глядя на то, что осталось
от шляпы, с поникшей головой уходил с манежа. На глазах же зрителей
выступали слезы. Впрочем, такие грустные номера были немногочисленны; в
основном Мусля-Сергеев делал ставку на импровизацию. Выходя на арену, он
далеко не всегда заранее готовил сценку: иногда клоун брал попавшие под
руку предметы реквизита других артистов - мяч, стул, веник, булаву - и
вытворял с ними такое, что зал буквально лежал от смеха! При этом сам
номер представлял собой пантомиму - артист не произносил ни единого
слова.
Рассказывают, что в Одессе с Муслей произошел такой случай. Во время
репризы какой-то "шутник" с галерки бросил в артиста пятак. Монета
ударила клоуна по голове и, упав, покатилась по манежу. Мусля задумчиво
посмотрел на пятак, а затем снял шляпу и, положив в нее пятак, опустил
головной убор прямо на середину манежа. Зрители моментально включились в
игру, и со всех сторон в клоунскую шляпу посыпался град монет. Собирать
их - значило затянуть представление до утра. Но одесситы, работавшие в
униформе, не растерялись: скрутили ковер и вынесли его за кулисы, где
вытряхнули монеты, и вновь застелили манеж. Тем временем Мусля заполнял
внезапно возникшую паузу импровизациями, а зрители хохотали, не умолкая.
Билеты на представления с участием этого клоуна достать было невозможно,
выступления клоуна проходили при полном аншлаге. Артиста обожала
публика, им восхищались коллеги.
Сгубил карьеру и жизнь клоуна алкоголизм, он редко надолго задерживался
в одном цирке, хотя ему довелось поработать даже в цирке на Цветном
бульваре, руководство не могло долго терпеть его «залетов». В результате
свои последние годы он провел, скитаясь с небольшими выступлениями по
Киргизии, в компании хорошего друга, взявшего его под свое крыло. Умер
Алексей Иванович Сергеев 7 февраля 1977 года в городе Ош, Киргизия. |