Elite-Home

Константин Александрович Берман

На главную ║ Назад     Знаменитые клоуны

Константин Александрович Берман (Konstantin Aleksandrovich Berman)

 

   Константин Берман - заслуженный артист России, клоун. Константин Александрович Берман родился 1 февраля 1914 года в Харькове, семье дирижёра циркового оркестра. С детства вместе с братом Николаем Александровичем участвовали в пантомимах, осваивали различные цирковые жанры под руководством опытных мастеров - Н. Никитина, В. Лазаренко, П. Манжелли. В 1928 году начали профессиональную работу в номере "Акробаты-вольтижёры" (по афише "Братья Поздняковы"). С 1934 года выступали в дуэте как ковёрные клоуны в масках популярных в те годы комедийных киноактёров - Г. Ллойда, Ч. Чаплина. С 1936 года братья выступали раздельно.
   Известно, что когда человек имеет много, ему трудно выбирать. В таком положе­нии оказался Костя Берман. Он умел жонглировать, ездить верхом, танцевать на проволоке, делать сальто-мортале и каскады, летать под куполом, вертеться на турнике, прыгать с трамплина и с батуда. После многих проб Константин Берман остановился на образе задорного молодого человека с толстым, мясистым носом, черными усами и острыми глазами. У парня был такой вид, будто он готов немедленно вмешаться в любые чужие дела. Это соответствовало поведению Бермана на манеже, он действительно входил во все номера, пародируя то, что делали артисты. При этом парень был большим франтом, появлялся неизменно в ультрамодном костюме, в котором пародировались смешные черты современной моды. К этому времени, собственно, и можно отнести рождение коверного клоуна, заслуженного артиста России Константина Бермана. Найдя собственную маску, он начал вырабатывать и собственный стиль. На первых порах его наиболее сильной стороной было умение показать себя в любом цирковом жанре. После самого трудного номера Костя Берман появлялся на манеже и якобы безуспешно пытался повторить только что показанное. Вначале у него ничего не получалось, но он быстро осваивал­ся и повторял трюк с настоящим техническим блеском, но в комической клоунской манере.
   В одной из частей во время войны, где фронтовая судьба задержала актерскую бригаду особенно долго, Берман получил грамоту и значок "Отличник полка". За что? - удивился он,- Ведь я же не сделал ни одного выстрела! Каждая твоя шутка,- отвечали ему солдаты шутливо,- выстрел по врагу. И стоило только Берману подняться на два поставленных рядом грузовика, как из аудитории, сидевшей прямо на земле, нес­лись возгласы:
- Собаку-Гитлера!
На импровизированную эстраду выбегала собака, которая начинала неистово лаять на всех окружающих. Как зовут вашу собаку? - спрашивал у Бермана конферансье. Пока никак. Хочу назвать ее "Гитлер",- отвечал Костя. Что же вас останавливает? Боюсь, собака обидится. Эта простенькая реприза на фронте неизменно встречалась дружным солдатским хохотом.
   Бои с каждым днем становились тяжелее. Однажды, проснувшись на рассвете, артисты узнали, что часть, в которой они заночевали, попала в окружение. К счастью, ничего опасного для актеров не произошло. Танкисты вывезли их из окружения.
   После войны Берман выступал в московском цирке. Берман выходит на манеж из оркестра, делая свой неподражаемый, неповторимый прыжок. Оркестр на высоте пяти-шести метров над манежом. Клоун проходит мимо музыкантов, приветствуя их, и, как бы зазевав­шись, делает шаг в пустое пространство. В зрительном зале всплеск искреннего ис­пуга. Клоун летит вниз, но в каком-нибудь метре от манежа делает каскад и как ни в чем не бывало становится на ноги, аплодисменты. Едва отзвенели шутки Кости Бермана в Москве, как его уже встречали аплодисментами в Тегеране. После поездки по Ирану - опять родные советские города. Тбилиси - Баку - Ростов - Рига - Ленинград - Таллин - Казань - Иваново, снова Баку, снова Москва. Круги повторяются. Повторяются железнодорожные станции, речные причалы и аэродромы. Не может повторяться лишь программа артиста. Дважды в одном городе нельзя показывать одно и то же. Над самой веселой шуткой хорошо посмеяться один раз. Начинаются творческие поиски. Программа, построенная исключительно на пародировании цирковых номеров, уже не удовлетворяет ни зрителей, ни артиста. Репризы военных лет открыли новые возможности. Современный клоун должен не только кувыркаться и получать пощечины. Смех не может быть безыдейным. Зрители ждут от клоуна веселого вторжения в жизнь. Одной пантомимой всего не передашь, и Берман принимает на вооружение слово. Но слово без действия в цирке немо. Наступают трудные дни работы с авторами, режиссерами и преподавателями из театральных училищ, работы над самим собой. В содружестве с авторами и режиссерами рождаются острые политические репризы, откликающиеся на события сегодняшнего дня. Вот он совершает кругосветное путешествие по манежу на судне "Ракета". По пути судно заходит в разные порты, и клоун обозревает достойные осмеяния явления. Зрители видят их вместе с ним, и зал сотрясается от смеха. От реприз с трюками и с текстом Берман постепенно переходит к сюжетным клоунским миниатюрам. Вот он узнает, что его назначили директором клоунской группы, директором цирка, директором всех цирков! На глазах у зрителей клоун толстеет, перестает узнавать товарищей и под­чиненных и лопается, как мыльный пузырь, когда все это оказывается блефом. В репертуаре Бермана появляются клоунские пьески, которые рождаются в коллективной работе с партнерами его своеобразной маленькой труппы.

   Чаще всего Берман играет клоунаду "Гарнитур". Многое в ней было подсказано автору самим клоуном. Его доскональное знание цирка, умение найти трюк там, где слово требует действенного подкрепления, - все это делает Бермана незаменимым товарищем по работе. Вот клоун становится жертвой изобретателя Заумского, сконструировавшего нелепый мебельный гарнитур, в котором кресло превращается в письменный стол, а письменный стол в книжный шкаф. При первом же превращении - Берман, сидевший в кресле, оказывается заключенным в письменный стол, из которого его можно вынуть, только распилив на две части. Цирковые художники ломали голову, как соорудить такой трюковой стол, который был бы удобен для перевозки, выглядел бы с манежа, как настоящий, и соответствовал сложному трюку. Несколько вариантов оказались неудачными. В дело включился сам Берман. Многолетний цирковой опыт подсказывает ему правильное решение, и стол, именно такой, какой нужен для клоунады, появляется на манеже.
   На гастролях в Будапеште его ожидали шестьдесят дней беспрерывной работы. За шестьдесят дней было дано сто двадцать представлений. Клоунады и сценки, с которыми уже сжился артист, здесь не могли ему послужить. Слово было бессильно там, где его не понимали. Тогда Костя Берман еще раз отблагодарил свое детство на цирковых манежах, принесшее ему умение делать все. В ход пошли все пантомимические репризы, которые когда-либо игрались им, начиная с первых выходов на манеж и кончая сегодняшним днем. Берман не скупился. Он выкладывал перед венгерскими зрителями все, что умел, и все, что имел. Зрители ходили на представления советских артистов по пять-шесть раз. Уже прошел слух, что клоун Костя Берман не повторяется в своих шутках. Потом опять Берман отправляется в дальний путь, Лодзь, Варшава. Сдержанные поляки аплодируют с неменьшим усердием, чем темпераментные венгры. Лето в гастролях за рубежом, зима - в гастролях по родной стране. Такова беспокойная жизнь артиста цирка. Умер Константин Александрович Берман 10 февраля 2000 года.
   Источник: http://www.kino-teatr.ru/, http://www.ruscircus.ru/.
 

На главную ║ Назад     Знаменитые клоуны

Рейтинг@Mail.ru