Василий Мозель - российский
артист цирка, клоун. Василий Мозель родился в
1920 году. У него удивительная судьба. Хотя по цирковым меркам в чем-то
и обычная. В далеких двадцатых годах где-то в Сибири, на базаре,
маленький беспризорник залез в карман... к своему будущему отцу. Тут же
сыскались доброхоты, наперебой предлагавшие отодрать, высечь малыша,
оборвать уши. А пострадавший, взяв мальчишку за руку и прижав к себе,
оборачиваясь кругом, чуть смущенно говорил: "Да будет вам. Мой это,
мой...". И побыстрее увел мальчишку с базара. Но не отпустил потом, а
привел к себе.
Он оказался артистом цирка. Звали его Григорием Захаровичем Мозелем. А
так как был он артистом старого закала, то прошел по всем ступеням,
начиная с униформиста, и умел в цирке очень многое. Мальчишку он
околдовал совершенно. Самое же главное и замечательное то, что он
оставил у себя Васька, которому деваться-то было некуда, разве что опять
на улицу. И не только оставил, а усыновил. Став отцом мальчишки, он с
истинно отеческой заботой принялся обстоятельно и, по обычаю тех лет,
разносторонне обучать его цирковому делу. То, чем сам не владел вполне,
просил коллег-мастеров своего жанра показать ему. И ревностно следил за
его успехами. Так что Василий прошел отменную цирковую школу. К тому же
невысокий, вертлявый, ловкий, от природы отлично координированный и
куражливый, он оказался переимчивым. Легко все схватывал и усваивал. И
совсем юным уже вышел на манеж. Он весьма успешно пробовал себя и как
акробат-эксцентрик, и как верхний в силовой акробатике, и как вольтижер
в номере с подкидными досками, и как жокей. А еще он отлично пародировал
номера. И когда в 1935 году в Улан-Удэ в их программу не приехал клоун,
пятнадцатилетнего Василия Мозеля выпустили, как по старинке еще
говорили, под ковер. Выпустили, конечно, вынужденно с таким чувством, -
а чем черт не шутит. Ну, провалится - не беда, поработаем и без
коверного. Благо в те годы в номерах было много эксцентрики, они были
насыщены юмором. И все-таки хотелось, чтобы паузы между номерами не были
для зрителей томительными паузами, а шло как бы сплошное представление.
И совсем юный артист не испортил музыки. Разумеется, ему не хватало
мастерства, знаний и, что особенно важно для коверного, опыта общения с
публикой. Но выручили природное обаяние и незаурядный темперамент.
Да, Василий Мозель выручил, как мог, программу. Но для себя
окончательный выбор еще не сделал. Влекли его многие жанры, особенно
акробатика и гимнастика. Способного артиста быстро приметили. И в конце
концов он получает предложение от Рафаэля Манукяна. Это было чрезвычайно
лестное предложение, ибо номер эквилибристов с першами под руководством
Р. Манукяна безоговорочно считался одним из лучших в жанре. Что могло
быть для молодого гимнаста полезнее работы с таким мастером, к тому же
наделенным артистизмом, вкусом. Мозель многому здесь научился.
Шло лето сорок первого года, июнь. Они только что закончили свои
гастроли в Минске. Оставалось несколько дней до отъезда. И вдруг на
рассвете двадцать второго мирное небо воскресного дня наполнилось
страшным гулом самолетов и обрушилось бомбами на спавший еще город. Так
война с первого дня, можно даже сказать, с первого часа неотвратимо и
грозно явила перед Василием Мозелем свой лик.
...Долгие годы шел по дорогам войны гвардии рядовой Василий Мозель. Уже
в первый год войны в коротких перерывах между боями стали стихийно
возникать в полку импровизированные представления. Артисты и на войне
оставались артистами, артистическая натура требовала своего проявления.
Не было ни нужных условий, ни реквизита. Зато военная обстановка
обостряла чувство и фантазию как самих артистов, так и зрителей. А о
зрительской отзывчивости и благодарности говорить нечего... Особый успех
в этих представлениях имел Василий Мозель. Его цирковая многосторонность
- и акробат, и жонглер, и клоун - пришлась в них как нельзя более
кстати. Он умело использовал тот большой и разнообразный репертуар,
которым обладал отец, известный буффонный клоун, и которому обучил его.
Репертуар этот, его отточенные временем формы и ходы, позволяли быстро
создавать и новые, на злобу дня репризы. Конечно, они были незатейливы,
репризы, шутки, рождавшиеся в тяжелых солдатских буднях, но их простой и
ясный смысл мгновенно находил путь к сердцам зрителей. Очень любили
бойцы, когда Василий Мозель в паре с Михаилом Птицыным в образах поваров
вели комический конферанс и разыгрывали клоунады. В 1953 году Василий
Мозель вернулся в цирк. И сразу же, без преувеличения можно сказать,
вошел в число ведущих мастеров. Вместе со своим партнером Оносимом
Савичем он выступал в лучших программах Москвы, Ленинграда, Киева. А
когда советский цирк начал свои триумфальные гастроли по аренам мира, то
среди тех, кому доверили эти первые, столь ответственные и почетные
зарубежные гастроли, был Василий Мозель.
Он избрал для себя маску веселого простачка, потому что сам превыше
всего ценил в человеке доброту и душевную щедрость. Не случайно забавная
реприза, где Мозель выходит на "ринг" в боксерских перчатках, после
серии крепких и громких оплеух, которыми награждают друг друга боксеры,
кончается дружеским поцелуем противников. |