Апостол Пётр - в
христианстве один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. В
католицизме традиционно считается первым папой Римским. Родился в Тарсе
в Киликии, в еврейской семье, имевшей римское гражданство. Носил имя
Савл и римское имя Павел (Paulus). Воспитывался в Тарсе, затем учился в
Иерусалиме. Из обучения в еврейских школах он вынес отличное знание
Ветхого Завета. Хорошо владел греческим языком. В Иерусалиме был
ревностным приверженцем иудаизма, но внезапно обратился в христианство
во время путешествия в Дамаск (между 34 и 37 гг.), куда был послан с
целью преследования христиан. Принял крещение и несколько лет провел в
уединении. Затем начал апостольскую деятельность, в ходе которой, в
44-58 гг., совершил несколько путешествий, основывая новые христианские
общины. Сам себя считал языческим апостолом. Заключенный в Иерусалиме в
тюрьму, как римский гражданин, обратился к цезарю и был выслан в Рим,
где пробыл с 61 по 63 гг. Находясь в Риме, был извещен Господом о своей
скорой кончине. Это произошло в 67 г. Существует предание, согласно
которому Петр, узнав о том, что император Нерон желает отомстить ему за
гибель Симона Волхва и за обращение Петром двух наложниц императора ко
Христу, решил бежать из Рима. Когда Петр выходил из города, на дороге
ему встретил Спаситель. "Камо грядеши, Господи?", - удивленно вопросил
Христа Петр. "Иду, чтобы еще раз умереть в Риме", - ответил Господь, и
затем исчез. После этого видения, Петр тот час возвратился в Рим, где и
принял смерть на Кресте. Сознавая себя недостойным быть распятым подобно
Спасителю, Петр уговорил палачей казнить себя вниз головой, что и было
сделано.
Пётр является автором 13 сохранившихся посланий, некоторое количество
посланий, возможно, утрачено. Хронология посланий Пётра в нескольких
пунктах вызывает споры. Их литературная форма не отклоняется от античных
принципов эпистолографии, а само их появление обусловлено нуждами ранней
Церкви и миссией самого Пётра. В посланиях мы также находим ритмическую
прозу, гимны и даже цитаты из греческих поэтов. Послания Пётра мы
перечисляем в той последовательности, в какой их назвала самая ранняя из
принятых хронологий. Первое и Второе послание к Фессалоникийцам 50/51
гг. - самые древние книги Нового Завета. В них Пётр призывает
новообращенных смотреть с христианской точки зрения на вопросы бренной и
вечной жизни. В Послании к Галатам, написанном, вероятно, ок. 57 года в
Македонии, Пётр полемизирует с христианами, которые настаивают на отказе
от связи с иудейской религией. В Первом послании к Коринфянам
(написанном в 56/57 гг. в Эфесе) Пётр восстает против злоупотреблений,
формулирует христианское учение о браке, девственности, причастии и
Церкви.
Гимн любви, содержащийся в гл. XIII Первого послания к Коринфянам
является одним из прекраснейших отрывков древней эпистолографии. Второе
послание к Коринфянам занимает особое место. Поскольку толчком к его
написанию явился некий случай, действительно происшедший в общине,
который позволил Пётру написать апологию себе самому. Послание к
Римлянам (58/60 гг., написано в Коринфе) - важнейшее с точки зрения
доктрины. Пётр рассматривает в нем проблемы первородного греха, очищения
верой, жизни христианина в Святом Духе. Послание к Филиппийцам, Послание
к Колоссянам, Послание к Ефесянам и Послание к Филемону составляют
"тюремную" группу посланий, ибо были написаны в заключении. В них автор
обращает внимание на то, что не все предписания еврейской религии
обязательны для христиан, провозглашает учение о связи Христа с Церковью
и формулирует принципы христианской нравственности. Послание к
Филиппийцам, по-видимому, было создано в Эфесе в 56/57 гг., Послание к
Ефесянам - в Риме в 61-63 гг. Послание к Филемону, самое краткое из
всех, представляет собой рекомендательное письмо. Пётр вступается в нем
за беглого раба, определяя отношение раннего христианства к рабству.
Послания: Первое и Второе к Тимофею и К Титу принадлежат к группе
пастырских сочинений. Пётр дает в них ряд душеспасительных советов своим
ученикам: Тимофею - главе Церкви в Эфесе, и Титу, руководящему общиной
на Крите. Второе послание к Тимофею считается завещанием Пётром Послание
к Евреям, со времен античности приписываемое Павлу, теперь считается
произведением одного из его учеников. |