Симон Кананит или Симон
Зилот - в христианстве один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса
Христа, был по плоти сводным братом Иисуса Христа. Родом из Каны
Галилейской, что недалеко от Назарета в сторону Тивериады. Поначалу
Симон, как и два других брата его Иосия и Иуда, оказали Господу и брату
своему небратолюбие. Когда Иосиф стал делить свою землю между детьми,
рожденными от умершей жены, то пожелал дать часть и Господу Иисусу,
рожденному преестественно Святою Девою Мариею. Но три сына, в том числе
и Симон, не хотели этого, и только четвертый сын Иаков принял Господа в
часть свою. Первое чудо, которое сотворил Иисус, - претворение воды в
вино, произошло на свадьбе, в доме Симона (по церковному преданию,
женихом на свадьбе и был Симон Кананит). Он был беден, и уже к середине
праздника на столах закончилось вино. Тогда Иисус, по просьбе матери,
претворил воду в вино. Узрев чудо, совершенное Господом, Симон
воспламенился ревностью ко Господу и так уверовал во Христа, что
последовал за Спасителем, несмотря на то, что только что вступил в брак.
Так, презрев все мирское, Симон пошел за Христом, как сказано,
"уневестив душу свою Жениху бессмертному".
Приняв по Вознесении Христовом Святаго Духа, апостол Симон проповедовал
веру в Иудее, а также в Эдессе и Сванетии, в пределах осетин, и в
Абхазии - в городе Севасте, нынешнем Сухуми. В местах Иверийской земли
апостол Симон был вместе со святым апостолом Андреем Первозванным. Кроме
того, апостол Симон Кананит странствовал со словом спасения в Египет,
Киринею, Мавританию и Ливию. Из жития святого апостола Андрея
Первозванного видно, что он, отправившись из Иерусалима в третий раз на
проповедь Евангельскую с некоторыми спутниками, направился в Эдесс; там
у князя страны той по имени Авгарь остался святой апостол Фаддей из
числа 70. Князю Авгарю вернул он возложением рук здравие душевное и
телесное. С остальными же спутниками святой апостол Андрей отправился в
города и села, и везде он и апостол Симон поучали народ и творили чудеса
именем Христа. Наконец, они, пройдя через Каппадокию и приморский город
Трапезунд, достигли земли Иверской и прошли часть области Триалетской,
до реки, называемой Чорохи, беспрепятственно проповедуя Христа
Спасителя. Апостолы, в числе которых был и Симон Кананит, посетили здесь
гористую Сванетию в княжение некой жены, которая приняла их проповедь и
крестилась. Здесь остался святой Матфей, а апостолы Андрей и Симон
Кананит проникли глубже в горы, в пределы осетин, и достигли города,
называемого Фостофор, где знамениями их многие из язычников обратились
ко Христу. Из Осетии апостолы спустились в Абхазию и остановились в
Севасте, ныне Сухуми, жители которого с радостью приняли слово Божие.
Блаженный Андрей оставил в этом городе апостола Симона Кананита, а сам
отправился вдоль поморья в землю джигетов, родственных абхазцам горцев
(к нынешнему Новороссийску).
Так первыми просветителями в вере Христовой страны Иверской избраны были
Богом святые апостолы Андрей Первозванный и брат Господень по плоти
Симон Кананит. Он и остался в абхазской местности для утверждения
Евангельской проповеди в столь дикой и неведомой ему стране, как агнец
Божий посреди волков. Проповедь апостола Симона была в 55 году по
Рождестве Христовом, т. е. через 20 с небольшим лет после Вознесение
Христова. Известно, что святой апостол Симон подвизался в пещере в
ущелье реки Псыртсхи, в окрестностях современного города Новый Афон. Как
именно и долго ли проповедовал Святое Евангелие в Абхазии апостол Симон
Кананит, летописи не объясняют, но известно, что святой апостол Симон
прославлял Христа Спасителя многими чудесными знамениями, и Божественное
учение, проповеданное им, начало приносить обильный плод веры в народе.
За то ополчился на него враг рода человеческого, и апостол Симон
подвергался бесчисленным огорчениям и гонениям. А во время жестокого
преследования христиан, воздвигнутого во времена грузинского
царя-язычника Адеркия (Аркадия), увенчан был апостол Симон Зилот
мученическим венцом и погребен неподалеку от своей пещеры, на берегу
реки Псыртсхи, что в 20 верстах от Сухуми. Мощи святого апостола Симона
Кананита и теперь сокрыты в Абхазии под спудом в храме его имени.
Оставшиеся после жестоких гонений христиане скрывались в горах, лесах,
где собирались вместе на молитвы и поминали всех умученных язычниками и
иудеями христиан как первомучеников. Вскоре и могила святого апостола
Симона сделалась предметом их глубокого поклонения и почитания. |