Святое семейство -
католический праздник, отмечается в следующее воскресенье после
Рождества Христова. Иосиф был главой семейства. Именно он, будучи
юридическим отцом Иисуса, содержал Его и Марию трудами своих рук. Он
получил повеление, связанное с наречением имени Младенцу: наречешь Ему
имя: Иисус (Мф 1,21), а также повеления, связанные с Его защитой от
опасностей: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет (Мф
2,13). А затем: Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и иди в землю
Израилеву (Мф 2,20). Именно у Иосифа Иисус научился ремеслу, которое
позднее кормило Его. Именно Иосифу Иисус оказывал уважение и знаки
внимания.
От Марии Иисус перенял манеру говорить и мудрые народные пословицы,
которые Он впоследствии широко использовал в Своей проповеди. Он видел,
как Мария оставляла на следующий день немного теста, чтобы оно вскисло;
как впоследствии добавляла к нему воды и перемешивала с вновь замешенным
тестом, как покрывала его чистым полотенцем и ждала, пока оно
поднимется. Он наблюдал, как Мария чинила одежду. Нам не следует
забывать основополагающую для нашей повседневной жизни истину: "почти
все дни Своей земной жизни Мария провела так же, как и миллионы других
женщин, живущих заботами о семье, воспитанием детей и трудами у
домашнего очага. Она освятила все мелочи, все те реалии, которые многие
ошибочно считают чисто мирскими и незначительными: повседневный труд,
внимание к тем, кого мы любим, семейные беседы, посещения родных и
друзей. Благословенная естественность, столь полная любви Божией!" (св.
Хосемария Эскрива, Христос проходит рядом, 148).
Иосифа и Марию соединяли святая нежность, дух служения и
взаимопонимания, а также горячее желание сделать счастливым своего
партнера. Именно такой была семья Иисуса: святой, идеальной,
преисполненной естественных добродетелей и готовой в совершенстве
исполнить волю Божию. Христианская семья должна быть подобна Семейству
из Назарета: она должна стать местом постоянного пребывания Бога и
взаимной любви.
Любая христианская семья найдет в Святом Семействе совершенный образец
того, как надлежит себя вести, чтобы все ее члены получили возможность
достичь святости и обрести полноту человеческого достоинства. "Назарет -
это та школа, в которой мы начинаем понимать жизнь Иисуса, школа, в
которой мы начинаем изучать Его Евангелие, - сказал папа Павел VI в
своей проповеди в Назарете 5 января 1964 года. - Здесь мы учимся
наблюдать, слушать, размышлять, вникать в глубокий и таинственный смысл
простой, смиренной и захватывающей жизни Сына Божия среди людей. Здесь,
почти незаметно для себя, мы учимся также подражать этой жизни".
Семья - это основная и простейшая ячейка общества. Семья - это главная
школа всех общественных добродетелей. Семья - это "питомник" социальной
жизни, поскольку именно в семье мы учимся послушанию, заботе о ближнем,
чувству ответственности, взаимопониманию и умению устанавливать гармонию
любви между людьми с различными характерами (ср. II Ватиканский Собор,
Пастырская Конституция Gaudium et spes, 52). Особенно это свойственно
многодетным семьям, которые Церковь всегда поддерживала (ср. Gaudium et
spes, 50).
"Пусть Дева Мария - Матерь Церкви - станет также Матерью Церкви
домашней, - пишет папа в своем Апостольском обращении Familiaris
consortio (86), - дабы благодаря Ее материнскому заступничеству каждая
христианская семья могла в действительности отражать тайну Церкви
Христовой и жить ею. Пусть Она, Раба Господня, станет примером
смиренного и великодушного приятия воли Божией; пусть Она, Матерь
Скорбящая у подножия Креста, облегчит боль и отрет слезы с глаз тех, кто
страдает из-за проблем в семье. А Господь Иисус Христос, Царь вселенной,
Царь семей, да посетит каждый семейный очаг, как посетил Он дом в Кане,
дабы принести ему свет, радость, благоденствие и уверенность". |