Elite-Home

Монлам Чхенмо - 15 чудес Будды, Проведение Великой молитвы

На главную ║ Назад    Буддийские праздники

Монлам Чхенмо

 

   Монлам Чхенмо - 15 чудес Будды, Проведение "Великой молитвы". Этот праздник длится 15 дней и посвящается воспоминанию 15 чудес, которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в городе Шравасти (Индия). Проведение первых «Великих молитв», или «Великих молебнов» относится к началу XV века, когда знаменитый тибетский реформатор буддизма и основатель школы гелуг-па Чже Цзонхава разработал правила проведения праздников в буддийских монастырях, включив в их перечень и Монлам Чхенмо. Празднование Монлам Чхенмо начинается в первый день Нового года, и каждый праздничный день посвящен сотворенному в этот день Буддой чуду.
   Согласно легенде в городе Шравасти Будда сотворил свои 15 чудес, по одному чуду в день, - создав себе всемирную славу. Во время торжественных молебнов, посвященных Монлам Чхенмо, совершается обряд ежегодного обновления веры, а после их окончания устраиваются экзамены для монахов, желающих получить более высокий сан.
   В столице Тибета Лхасе молебны Монлам Чхенмо совершаются в Джокханге - одном из старейших храмов города. По традиции на время проведения Монлам Чхенмо власть в Лхасе символически передается настоятелям трех монастырей школы гелуг-па: Галдан, Сера и Дрепунг. В 15-й день праздника (всегда день полнолуния) принято изготавливать из топленого сливочного масла особые фигурки для скульптурной инсценировки 15 чудес Будды, и выставлять их в монастырях. На эти же темы в монастырях устраиваются кукольные представления и проводятся театрализованные мистерии Чам.
   В буддийской литературе сохранились описания этих чудес. Вскоре после того, как Будда начал проповедь своего учения, у него появилось много учеников. Шесть монахов - аскетов, которых покинули ученики, ставшие последователями Будды, возненавидели его за это и всюду, где могли, издевались и над новым учением, и над самим Буддой и демонстрировали народу всякие чудеса, на которые были способны. Будда не обращал на них внимания, но однажды его ученики попросили Учителя посрамить этих лжеучителей, потому, что они причиняют людям зло и нет от них никакого покоя. И Будда согласился.
- 1-го числа первой весенней луны он воткнул в землю свою зубочистку и из нее выросло огромное дерево, которое своими ветвями закрыло весь небосвод, заслонило солнце и луну. На нем висели плоды, подобные сосудам, вмещавшим пять ведер воды.
- 2-го числа первой луны Будда по обеим сторонам от себя произвел высокие горы с растущими на них лесами фруктовых деревьев. В горах по правую руку от Будды люди собирали и лакомились чудесными плодами, а по левую руку от него паслись животные.
- 3-го числа первой луны Будда прополоскал рот и выплюнул воду на землю. Она превратилась в громадное озеро. Посреди него выросло множество чудесных лотосов, своим светом озарившие весь мир и наполнившие его благоуханием.

- 4-го числа первой луны по воле Будды из вод озера раздался голос, который проповедовал священное учение.
- 5-го числа первой луны Будда улыбнулся, и от его улыбки рассеялся свет в трех тысячах миров; все, на кого пал этот свет, стали благословенными.
- 6-го числа первой луны все последователи Будды познали мысли друг друга, добродетельные и греховные, а также узнали о воздаянии и возмездии, которое их за это ожидает.
- 7-го числа первой луны Будда своим видом возбудил во всех собравшихся чувство благоговения и стремления к священному учению тем, что показал себя во всем своем небесном величии. Он предстал окруженный правителями всего мира, их свитами и благородными людьми. Все это время лжеучителя были совершенно бессильны произвести какое-либо чудо; мысли их путались, языки онемели, чувства были подавлены.
- 8-го числа первой луны Будда прикоснулся правой рукой к трону, на котором сидел, и внезапно появились пять страшных чудовищ, разрушивших сидения лжеучителей, а возникшее вместе с ними ужасающее божество Ваджрапани прогнало их своей ваджрой - оружием, подобным молнии. После этого 91 тысяча прежних почитателей лжеучителей перешли на сторону Будды и приняли духовное звание.
- 9-го числа первой луны Будда представился всем окружающим выросшим до небес и так проповедовал священное учение всем одушевленным существам.
- 10-го числа первой луны Будда сделался видимым одновременно во всех царствах материального мира и проповедовал свое учение.
- 11-го числа первой луны Будда превратил свое тело в неизреченный свет, который наполнил своим сиянием тысячи миров.
- 12-го числа первой луны он испустил из своего тела золотой луч и осветил им все царства трех тысяч миров. Кого коснулся этот свет, восприняли учение Будды.
- 13-го числа первой луны Будда испустил из своего пупка два луча, которые поднялись на высоту семи саженей; на окончании каждого луча выросло по цветку лотоса. Из середины каждого цветка вышло по два отражения Будды. Они в свою очередь испустили по два луча, оканчивающихся лотосом, из которых появились новые отражения Будды. Так продолжалось до тех пор, пока цветы и Будды не заполнили всю Вселенную.
- 14-го числа первой луны Будда произвел своей волей огромную колесницу, которая достигла мира богов. Вместе с ней образовалось еще множество колесниц, в каждой из которых находилось по одному отражению Будды. Сияние, исходившее от них, наполнило светом все миры.
- 15-го числа первой луны Будда наполнил пищей все сосуды в городе. Она имела разный вкус, но, отведав ее, люди чувствовали удовольствие. Затем Будда коснулся рукой земли, и она разверзлась, показав страдания, которые любители удовольствий претерпевали в областях ада. Увидевшие это смутились, и Будда стал проповедовать свое учение собравшимся. Так в течение двух недель 1-го новогоднего месяца в буддийских храмах проводили службы с описанием этих чудес.
 


Читать ещё:

Буддизм
Буддийский календарь на 2011 год
Буддийский календарь на 2012 год
 

   По материалам: http://gorod.tomsk.ru/.

На главную ║ Назад    Буддийские праздники

Рейтинг@Mail.ru