Монлам Чхенмо - 15 чудес
Будды, Проведение "Великой молитвы". Этот праздник длится 15 дней и
посвящается воспоминанию 15 чудес, которые, по преданию, Будда Шакьямуни
совершил в городе Шравасти (Индия). Проведение первых «Великих молитв»,
или «Великих молебнов» относится к началу XV века, когда знаменитый
тибетский реформатор буддизма и основатель школы гелуг-па Чже Цзонхава
разработал правила проведения праздников в буддийских монастырях,
включив в их перечень и Монлам Чхенмо. Празднование Монлам Чхенмо
начинается в первый день Нового года, и каждый праздничный день посвящен
сотворенному в этот день Буддой чуду.
Согласно легенде в городе Шравасти Будда сотворил свои 15 чудес, по
одному чуду в день, - создав себе всемирную славу. Во время
торжественных молебнов, посвященных Монлам Чхенмо, совершается обряд
ежегодного обновления веры, а после их окончания устраиваются экзамены
для монахов, желающих получить более высокий сан.
В столице Тибета Лхасе молебны Монлам Чхенмо совершаются в Джокханге -
одном из старейших храмов города. По традиции на время проведения Монлам
Чхенмо власть в Лхасе символически передается настоятелям трех
монастырей школы гелуг-па: Галдан, Сера и Дрепунг. В 15-й день праздника
(всегда день полнолуния) принято изготавливать из топленого сливочного
масла особые фигурки для скульптурной инсценировки 15 чудес Будды, и
выставлять их в монастырях. На эти же темы в монастырях устраиваются
кукольные представления и проводятся театрализованные мистерии Чам.
В буддийской литературе сохранились описания этих чудес. Вскоре после
того, как Будда начал проповедь своего учения, у него появилось много
учеников. Шесть монахов - аскетов, которых покинули ученики, ставшие
последователями Будды, возненавидели его за это и всюду, где могли,
издевались и над новым учением, и над самим Буддой и демонстрировали
народу всякие чудеса, на которые были способны. Будда не обращал на них
внимания, но однажды его ученики попросили Учителя посрамить этих
лжеучителей, потому, что они причиняют людям зло и нет от них никакого
покоя. И Будда согласился.
- 1-го числа первой весенней луны он воткнул в землю свою зубочистку и
из нее выросло огромное дерево, которое своими ветвями закрыло весь
небосвод, заслонило солнце и луну. На нем висели плоды, подобные
сосудам, вмещавшим пять ведер воды.
- 2-го числа первой луны Будда по обеим сторонам от себя произвел
высокие горы с растущими на них лесами фруктовых деревьев. В горах по
правую руку от Будды люди собирали и лакомились чудесными плодами, а по
левую руку от него паслись животные.
- 3-го числа первой луны Будда прополоскал рот и выплюнул воду на землю.
Она превратилась в громадное озеро. Посреди него выросло множество
чудесных лотосов, своим светом озарившие весь мир и наполнившие его
благоуханием.
- 4-го числа первой луны по воле Будды из вод озера раздался голос,
который проповедовал священное учение.
- 5-го числа первой луны Будда улыбнулся, и от его улыбки рассеялся свет
в трех тысячах миров; все, на кого пал этот свет, стали благословенными.
- 6-го числа первой луны все последователи Будды познали мысли друг
друга, добродетельные и греховные, а также узнали о воздаянии и
возмездии, которое их за это ожидает.
- 7-го числа первой луны Будда своим видом возбудил во всех собравшихся
чувство благоговения и стремления к священному учению тем, что показал
себя во всем своем небесном величии. Он предстал окруженный правителями
всего мира, их свитами и благородными людьми. Все это время лжеучителя
были совершенно бессильны произвести какое-либо чудо; мысли их путались,
языки онемели, чувства были подавлены.
- 8-го числа первой луны Будда прикоснулся правой рукой к трону, на
котором сидел, и внезапно появились пять страшных чудовищ, разрушивших
сидения лжеучителей, а возникшее вместе с ними ужасающее божество
Ваджрапани прогнало их своей ваджрой - оружием, подобным молнии. После
этого 91 тысяча прежних почитателей лжеучителей перешли на сторону Будды
и приняли духовное звание.
- 9-го числа первой луны Будда представился всем окружающим выросшим до
небес и так проповедовал священное учение всем одушевленным существам.
- 10-го числа первой луны Будда сделался видимым одновременно во всех
царствах материального мира и проповедовал свое учение.
- 11-го числа первой луны Будда превратил свое тело в неизреченный свет,
который наполнил своим сиянием тысячи миров.
- 12-го числа первой луны он испустил из своего тела золотой луч и
осветил им все царства трех тысяч миров. Кого коснулся этот свет,
восприняли учение Будды.
- 13-го числа первой луны Будда испустил из своего пупка два луча,
которые поднялись на высоту семи саженей; на окончании каждого луча
выросло по цветку лотоса. Из середины каждого цветка вышло по два
отражения Будды. Они в свою очередь испустили по два луча,
оканчивающихся лотосом, из которых появились новые отражения Будды. Так
продолжалось до тех пор, пока цветы и Будды не заполнили всю Вселенную.
- 14-го числа первой луны Будда произвел своей волей огромную колесницу,
которая достигла мира богов. Вместе с ней образовалось еще множество
колесниц, в каждой из которых находилось по одному отражению Будды.
Сияние, исходившее от них, наполнило светом все миры.
- 15-го числа первой луны Будда наполнил пищей все сосуды в городе. Она
имела разный вкус, но, отведав ее, люди чувствовали удовольствие. Затем
Будда коснулся рукой земли, и она разверзлась, показав страдания,
которые любители удовольствий претерпевали в областях ада. Увидевшие это
смутились, и Будда стал проповедовать свое учение собравшимся. Так в
течение двух недель 1-го новогоднего месяца в буддийских храмах
проводили службы с описанием этих чудес. |