Сагаалган - Буддийский
Новый год. В буддийской традиции празднование Нового года приходится на
первое весеннее новолуние по лунному календарю. Дату встречи Нового года
по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам.
Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты
могут не совпадать.
Приход нового года в той или иной форме отмечали все народы земного шара
еще задолго до появления общеизвестных мировых религий, в том числе и
буддизма, и у всех народов он был насыщен магической символикой,
призванной завершить старый год и устранить препятствия в новом.
Новый год - единственный праздник, который дошел из глубин древности до
наших дней без изменения своего внутреннего звучания. Новый год оказался
органично встроенным в систему праздничных календарей всех стран без
исключения, заняв при этом ведущее место в каждом календаре. Во всех
странах он был насыщен соответствующим мифологическим и ритуальным
содержанием. Но, повторяясь, несмотря на поражающее воображение
многообразие современных форм и традиций новогодних празднований, все
они имеют все тот же общий символический смысл: избавления от проблем и
неудач уходящего года, и обеспечения богатства, плодородия и
процветания, то есть благосостояния и успеха в году грядущем.
Традиционно в канун Нового года наиболее уважаемые и почитаемые ламы
делают астрологические прогнозы для жителей страны на будущий год. За
три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен,
посвященный дхармапалам - десяти божествам-защитникам Учения. Наибольшее
почитание среди них воздается богине Шри-Дэви (тиб. Балдэн Лхамо),
которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. В ее честь
совершается отдельный молебен (Балдан Лхамо) в день, непосредственно
предшествующий Новому году. Считается, что богиня Балдэн Лхамо в день
Нового года три раза объезжает землю по кругу, проверяя свои владения:
все ли готовы к встрече Нового года, чисто ли в доме у хозяйки, ухожены
ли дети, накормлен ли скот. Нерадивые будут наказаны и лишены
покровительства богини в наступившем году, достойные получат поощрение и
могут рассчитывать на ее помощь. Для получения благословения богини
рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти утра, и либо присутствовать на
молебнах в храме, либо дома читать мантры и делать практику. Тем, кто не
спит и обращается к ней за помощью, Балдэн Лхамо окажет свое
покровительство и поможет в решении сложных вопросов. В храме в течение
всего дня и ночи проходят торжественные службы - хуралы. Молебен
заканчивается в 6 часов утра. Настоятель поздравляет всех с наступившим
новым годом. Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно
должна присутствовать белая пища (молоко, сметана, творог, масло). В
первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу
семьи. Хождение в гости, посещение родственников начнется со второго
дня, и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается
праздничным. Белый месяц - самое благоприятное время для проведения
очистительных обрядов.
В дни Нового года совершается Обряд запуска «коней ветра удачи». Конь
ветра удачи - это символ, показывающий состояние благополучия человека.
Изображение «коня ветра удачи», освященное в храме, привязывают к дереву
или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно
развевалось на ветру. Считается, что "конь ветра удачи" служит мощной
защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь
божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья
и достатка в новом году всем живым существам.
При наступлении Нового года можно, обратившись к ламе (буддийскому
священнослужителю), попросить его совершить обряд продления жизни. Во
время обряда лама призывает Будду долголетия Амитабху, который дарует
долголетие.
В Тибете Новый год (Лосар) стал буддийским с начала XV века, когда
основатель школы Гелуг - великий буддийский деятель и реформатор
Цзонхава разработал Устав своей школы и правила проведения буддийских
праздников в монастырях. Именно он приурочил к народному Новому году
буддийский праздник Монлам Чхенмо (Великую Молитву) в честь победы Будды
Шакьямуни над лжеучителями и совершение им 15 чудес в городе Шравасти.
Поскольку монголы, буряты и тувинцы являются последователи той же школы,
что и тибетцы, то и у них в течение двух недель ежедневно в храме
проводятся служба в честь одного из 15 чудес Будды.
Китайцы, празднуя Новый год, из всех богов буддийского пантеона выделяют
Гуаньинь - женскую манифестацию бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары.
Именно ее изображение ставят в домашних алтарях, ей приносят жертвы и
возносят молитвы, прося быть милостивой и снисходительной к хозяевам
дома.
Японцы с 1873 года живут по григорианскому календарю и празднуют Новый
год в ночь с 31 декабря на 1 января. Япония - страна, в которой мирно
уживаются несколько религиозных систем. В новогодней обрядовой практике
занимают свое место и элементы буддизма: 108 ударов колокола в
новогоднюю ночь и лампады, зажженные перед ликом богов в буддийских
храмах.
В странах Юго-восточной Азии (буддизма тхеравады) новогодние празднества
продолжаются в течение трех дней. Во время праздника у монастырей и
храмов сооружаются песчаные горки, символизирующие гору Меру - центр
мироздания и обитель божеств в буддийской космологии. На статуи Будды
надевают монашеские одеяния, которые потом раздаются монахам. В Бирме и
Лаосе существует обычай покупать живую рыбу и выпускать ее на волю,
проявляя тем самым сострадание к живым существам.
В Таиланде принято обливать друг друга водой и окроплять водой статуи
Будды. |