День Учителя Падмасамбхавы
- буддийский праздник, отмечается в 10-й день лунного месяца.
Падмасамбхава - индийский учитель буддийской тантры VIII века, внесший
значительный вклад в развитие тибетской формы буддизма. В Бутане и в
Тибете он также известен как Гуру Ринпоче (Драгоценный Учитель).
Буддийская школа Ньингма почитает его как второго Будду.
Людям, желающим следовать учениям ваджраяны, очень важно обладать связью
с Гуру Падмасамбхавой, первым основным учителем тантрической традиции в
Тибете. Будда Шакьямуни обещал переродиться в форме Гуру Падмасамбхавы,
чтобы распространить учения ваджраяны в этом мире. Будда девятнадцать
раз предсказывал действия Падмасамбхавы в сутрах и тантрах. В точности,
как было предсказано, Гуру Падмасамбхава чудесным образом родился в
цветке лотоса на северо-западе Индии, в стране Уддияна, через восемь лет
после ухода Будды Шакьямуни, примерно 500 лет до н.э. Гуру Падмасамбхава
появился в лотосе в виде восьмилетнего мальчика. Царь Индрабхути пришел
посмотреть на него и задал ему пять вопросов: "Откуда ты появился? Кто
твой отец? Кто твоя мать? Что ты ешь? Что ты делаешь?" Гуру
Падмасамбхава ответил: "Я появился из нерожденного состояния,
дхармадхату. Имя моего отца - Самантабхадра, а имя моей матери -
Самантабхадри. Моя пища - двойственные мысли, а работа - труд на благо
всех живых существ." Когда король услышал эти ответы, он очень
обрадовался и попросил Гуру Падмасамбхаву отправиться с ним во дворец и
жить там в качестве его сына. Гуру Падмасамбхава отправился во дворец и
жил там много лет.
Оставив дворец, он исполнил пророчество Будды Ваджрасаттвы: он
путешествовал по различным местам в Индии, жил на кладбищах и выполнял
различные формы медитации. Он уже был просветленным, но выполнял эти
практики, чтобы продемонстрировать, что медитация приводит к
просветлению. Гуру Падмасамбхава прославился восемью великими
манифестациями, такими как Дордже Тролло и Санге Драдок. В середине
восьмого века Гуру Падмасамбхава прибыл в Тибет по приглашению царя
Трисонг Децена, самого могущественного азиатского властителя того
времени. Трисонг Децен посвятил свою жизнь утверждению дхармы в Тибете,
и попросил Падмасамбхаву о помощи. Гуру Падмасамбхава подчинил все
негативные силы и благословил всю тибетскую землю. Он освятил землю
монастыря Самье, первого тибетского монастыря и следил за его
строительством. Он давал учения ваджраяны своим ученикам в соответствии
с их индивидуальными нуждами и способностями, и, благодаря его учениям и
передачам, многие тибетцы достигли просветления. Среди его самых
знаменитых учеников были двадцать пять близких учеников, девятерых из
которых называли его сердечными учениками и восемь великих сиддхов.
Существуют разные истории о том, сколько Гуру Падмасамбхава пробыл в
Тибете. В большинстве историй говорится, что он пробыл в Тибете сто
одиннадцать лет. Каждое возрастание и убывание луны считается тут
отдельным месяцем, а это значит, что он пробыл в Тибете пятьдесят пять
лет и шесть месяцев. Есть особая причина утверждать, что Гуру Ринпоче
оставался в Тибете пятьдесят пять с половиной лет. После того, как было
закончено строительство монастыря Самье, Падмасамбхава и Кхенпо
Шантаракшита сказали, что готовы вернуться в Индию. Царь Трисонг Децен
попросил их ради тибетского народа остаться, пока он не умрет. Оба
учителя согласились, и Падмасамбхава пробыл в Тибете после смерти
Трисонг Децена еще пять лет, чтобы помочь сыновьям царя продолжить
буддийскую традицию.
В тот день, когда Падмасамбхава покидал Тибет, его ученики, правящий
царь и придворные отправились с ним на горный перевал под названием
Гунгтанг Латхог, который находится на границе Тибета и Непала. Он
остановился на горном перевале и сказал, что никто не должен идти за ним
дальше. Все очень разволновались, а он, начав давать свое последнее
учение, поднялся в воздух и продолжил учить с неба. В воздухе появился
конь, и он сел верхом на этого коня и ускакал на запад. Гуру
Падмасамбхава не умер в том смысле, в котором мы обычно думаем о смерти,
он был способен преобразовать все грубые элементы своего тела в свет
мудрости. Это называется обретением радужного тела, это состояние
мудрости за пределами рождения и смерти.
Гуру Падмасамбхава спрятал множество терма или учений-сокровищ в разных
частях Тибета ради будущих поколений. В терма он включил и множество
предсказаний о будущем нашего мира. Некоторые предсказания касаются
только Тибета, а некоторые - других областей мира. Не все тексты,
составленные Гуру Падмасамбхавой, - это терма. Некоторые из них - это
кама, устные наставления, систематизированные и записанные в виде книг.
Гуру Падмасамбхава занимает особое место среди тибетских буддийских
школ, большинство из которых ведут линию своих передач и благословений
прямо от него. Он - воплощение всех просветленных существ. Конечно, все
будды трудятся на благо живых существ, но, поскольку Гуру Падмасамбхава
сделал учения ваджраяны доступными для нас, он считается особым буддой
нашей эпохи. |