Дугжууба - это особый обряд
очищения в канун нового года. С давних времен народы, исповедующие
буддизм, очень трепетно и серьёзно относились к данному обряду. Дугжууба
проводится в 29-й лунный день в канун первого весеннего новолуния. В это
время в семьях идут последние приготовления к Новому году - самому
главному празднику верующих. Стоит заметить, что, к примеру, у бурят и
монгол Сагаалган (Новый год, "Белый месяц") - единственный праздник в
году, в отличие от европейского календаря, праздник - как время веселья,
официальных выходных дней, подарков и благопожеланий. Новый год является
"всеобщим" днем рождения у китайцев, корейцев, японцев, монголов и
тибетцев, именно с Нового года увеличивался возраст каждого.
В домах вовсю ведется уборка - не остается уголка даже в чулане, который
не будет вычищен от пыли. В старину в эти дни доставалась и
перетряхивалась вся одежда, готовились особые наряды из самого дорогого
шёлка и парчи всем - от мала до велика. Готовили подарки - чистили и
обновляли трубки, чтобы поднести старшим зажжённую трубку в праздник. В
знак уважения также готовили хадаки - своеобразные прямоугольные платки
из шёлка. Наверняка даже в самых бедных юртах в те дни очень вкусно
пахло - начинали готовить специальные угощения, соответствующие
празднику. Мужчины, выбирая лучших своих скакунов, расчесывали им гриву,
готовили новые, с начищенными бляхами, сбрую и седло. Меняли на новые
даже ошейник и привязь собаки.
Обряд Дугжууба - это также своеобразный обряд «уборки», очищения -
специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого для
того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье,
мир и спокойствие.
Итак, накануне праздника люди обтираются кусочком теста (только мука и
чистая вода, никаких добавок), затем лепят из него фигурку человечка
(табалан), как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни,
беды, потери и возможную "порчу". Эти фигурки приносят в дацан
(буддийский храм, монастырь) и складывают их в течение дня в специальный
ритуальный костер, точнее, пока ещё особое ритуальное сооружение в виде
пирамиды с острым «наконечником» - "Соор". После соответствующего
молебна ламы освящают костер, зажигают его, а люди просят, чтобы с огнём
ушло, сгорело всё плохое. Во время ритуала проводится церемония очищения
и подавления злых сил с помощью огня. Верующие должны мысленно
представить, как в этом огне сгорают все духовные препятствия и дурные
помыслы.
Разжигание костра - обязательный ритуал Дугжууба. По-другому он
называется «Соор залаха» в честь самого сооружения. Интересно, что сам
процесс обтирания тестом действительно рождает ощущение, что вместе с
мучным шариком в прошлое уходит все плохое и неприятное, а в теле
прибавляется силы. Очень любят этот процесс маленькие дети. Но
необходимо добавить, что нельзя совершать обряд Дугжууба на придомовом
участке или в лесу, разжигая костер.
В буддийской традиции, очень давно синтезированной с верованиями
анималистического толка, категорически запрещается приносить вред
основным элементам природы, в том числе и огню - тем самым наносится
вред самому себе и всему, что окружает человека. Огонь (костер) как
символ очищения, в который бросают табаланы - находится только в
монастырях и освящается ламами. Костер, который Вы разожгли сами, такой
функции не несет, более того, Вы будете осквернять дух огня, бросая в
костёр мусор, даже такой как табаланы. Поэтому обряд «по-домашнему»
провести не удастся - необходимо посетить соответствующий молебен и
ритуал в ближайшем дацане. |