Майдари-Хурал - ламаистский
храмовой праздник в честь будды Майтреи (монг. Майдари),
празднуется в течение трех дней. Отмечается в
четвертый день шестого месяца лунного календаря. Праздник посвящен
приходу на землю Майтреи - Будды Грядущего мирового периода. Так
называется в буддизме тот отрезок времени, который наступит после
окончания периода "правления нашим миром Будды Шакьямуни".
Согласно учению махаяны, Будда Майтрея пребывает на небе Тушита,
проповедует там Учение (Дхарму) богам и ожидает времени, когда сможет
снизойти на землю. Это время наступит, когда продолжительность жизни
людей на земле достигнет 84000 лет, и миром будет править чакравартин -
справедливый правитель-буддист. Согласно сутрам Махаяны, Будда
Шакьямуни, перед тем как переродиться на Земле, также был воплощен на
Небесах Тушита. Приняв решение совершить свое последнее перерождение в
мире людей и уже спускаясь с небес Тушиты, Шакьямуни возложил свою
корону на голову Будды Майтреи.
Майдари-Хурал является одним из самых торжественных праздников, на
который в монастыри съезжается огромное количество людей. В этот день
после праздничного молебна из храма выносят скульптурное изображение
Майтрейи, сажают его под балдахин на колесницу, в которую впрягают
скульптурное изображение коня или слона. Окруженная верующими колесница
медленно совершает объезд вокруг территории монастыря, двигаясь по ходу
солнца.
Одна группа монахов приводит в движение колесницу, другие идут впереди
или сзади нее, читая молитвы. Эта процессия движется в течение всего дня
вдоль наружной стены, подолгу останавливаясь у каждого ее поворота для
чтения молитв и чаепития. Отсюда произошло и название праздника -
"Круговращение Майтреи". Торжество завершается праздничным угощением и
подношением подарков членам монашеской общины.
В отличие от прочих Будд, Майтрею обычно изображают сидящем на троне со
спущенными вниз ногами. Его характерными атрибутами является золотистый
цвет кожи, ступа, ваза с напитком бессмертия (амритой) и колесо Дхармы.
Особенно культ Майтреи популярен в Центральной Азии, и именно там во
многих монастырях имеются его гигантские статуи. Его имя часто
упоминается в комментариях буддийской литературы. |