Будда происходит от
санскритского термина "бодхи" - "пробуждение", что указывает на
пробуждённость от сна неведения. Тибетское слово, которым называют Будду
- "санг гье". "Санг" несёт в себе значение полной очищенности или
пробуждённости, а "гье" означает "раскрывшийся" или "расцветший". Это
указывает на очищенность от всех загрязнений и раскрытие всех внутренних
достоинств.
Очищение означает устранение трёх видов завес:
1. Завес мешающих эмоций и негативных действий.
2. Завес, относящихся к процессу восприятия, то есть неправильных
взглядов и концепций в отношении действительности.
3. Очень тонких завес привычных тенденций. Раскрывается же изначальная
мудрость - мудрость, которая возникает, когда ум осознаёт свою
изначальную природу.
Изначальную мудрость можно подразделить на две разновидности:
1. Мудрость осознания истинной природы всех явлений, абсолютная истина.
2. Мудрость осознания видимости всех явлений в самой полной мере,
относительная истина.
Будда, Пробудившийся - это тот, кто очистился от всех завес и знает всё,
что можно знать. Он - высший, непревзойдённый среди всех людей. Только
Будда обладает всеведением. Поэтому он занимает первое место при
упоминании Будды, Дхармы и Сангхи. Кроме всеведения, Будда обладает
любящей добротой и сочувствием ко всем живым существам и учит, желая
освободить их от страданий. Поэтому Дхарма стоит на втором месте.
Дхарма подразделяется на Дхарму писаний и Дхарму осуществления. Дхарма
писаний подразделяется на Сутру и Тантру. Сутра содержит в себе Три
Корзины - Винайю, Сутру и Абхидхарму, а Тантра включает четыре класса
тантр. Дхарма осуществления подразделяется на три вида упражнений:
упражнение в дисциплине, упражнение в медитации и упражнение в мудрости.
Три Корзины соответствуют трём видам упражнений.
Если люди, слышащие поучения Будды, вступают на путь, то есть слушают
поучения, размышляют над ними и, наконец, применяют их в практике
медитации, то образуется Сангха. Это -друзья и помощники на пути к
Освобождению. Поэтому Сангха - третья из Трёх Драгоценностей. Кроме
того, Сангха включает две разновидности - обычную и высшую, или
Благородную Сангху. Обычная Сангха состоит из практикующих, которые ещё
не достигли осознания истинной природы своего ума. Благородная Сангха
состоит из практикующих, которые достигли одного из четырёх уровней
постижения в Малой Колеснице (Хинаяне) или одного из Уровней Бодхисаттвы
в Великой Колеснице (Махаяне).
Будда, Дхарма и Сангха - Три Драгоценности, являются общим Прибежищем
для всех буддистов во всём мире. |