Екатерина Вазем -
российская балерина, педагог. Екатерина Оттовна Вазем родилась 13 января
1848 года в Москве. В девять лет она была принята в Санкт-Петербургское
театральное училище "своекоштной воспитанницей", то есть приходящей
ученицей, а шесть лет спустя ее перевели в "казенные воспитанницы".
Одним из ее первых учителей был Лев Иванов, который с 1858 года стал
преподавать в младших классах. Затем Вазем обучалась у не менее
известного первого танцовщика петербургского балета А. Н. Богданова,
занятого во всех ведущих партиях балетного репертуара того времени, что
не мешало ему быть еще и превосходным педагогом. В 1867 году она
окончила Театральное училище. Ее дебют на сцене Большого театра в
Петербурге состоялся 10 сентября этого же года в спектакле Перро "Наяда
и рыбак". Вскоре после удачного дебюта Екатерине Вазем предложили
выступить в балете Артюра Сен-Леона "Сирота Теолинда, или Дух долины" на
музыку Ч. Пуньи. И хотя сама постановка вызвала много споров, мастерство
артистки не ставилось под сомнение. Вазем справилась со сложной партией,
балет прочно вошел в ее репертуар. Следующим балетом Сен-Леона, в
котором танцевала Вазем, стала "Золотая рыбка" на музыку Людвига
Минкуса. Довелось Вазем участвовать в нашумевшем сен-леоновском
"Коньке-Горбунке" и в возобновленном балете Сен-Жоржа и Ж. Мазилье
"Корсар". А затем в ее творческой судьбе начался период балетов Мариуса
Петипа, которые ее и прославили. Среди них особое место занял спектакль
"Дочь фараона", показанный в сезон 1870-1871 годов.
Известность Вазем росла с каждым годом, о даровании петербургской
балерины стало известно и за границей. Последовали приглашения в
Нью-Йорк и Филадельфию, но дирекция отказала артистке, пообещав выгодные
для нее условия работы. Понемногу начал складываться личный репертуар
балерины. Первым балетом, поставленным Петипа специально для Вазем в
1874 году, стала "Бабочка". Она ушла со сцены в тридцать шесть лет, в
положенный срок для артистов балета. Для своего прощального бенефиса в
1884 году Вазем выбрала сцены из балетов "Дочь фараона", "Камарго" и
"Пахита" - как наиболее удачные и выигрышные. Кроме букетов,
стихотворных посланий и лавровых венков она получила и серебряный венок
от балетной труппы, с вырезанными на нем названиями всех двадцати
балетов, в которых танцевала балерина.
В 1886 году Вазем стала преподавать классический танец в театральном
училище. Переходя из класса Льва Иванова, занятия которого не отличались
сложностью и определенностью, воспитанницы попадали в средний класс
Вазем, с четко разработанной системой обучения. Основные принципы ее
методики заключались в развитии пластичности и мягкости исполнения,
выработке выносливости. Нагрузка на уроках была очень большой, а план
занятий всегда одинаковый. Вазем проработала в театральном училище
десять лет. В 1896 году ее уволили якобы "вследствие введения новой
системы в преподавании балетных танцев". Однако, как указала сама
балерина в воспоминаниях, ее заставило уйти нежелание мириться с
необоснованными действиями театральных чиновников. После революции 1917
году она еще давала частные уроки классического танца. Наступило тяжелое
время для русского балетного искусства. К репетированию в Мариинском
театре привлекались буквально все, вспомнили и про Вазем. Ей было уже за
семьдесят, но несколько лет подряд каждое утро ровно к одиннадцати часам
утра она приходила на занятия с учениками. Ее класс в то время
пользовался большой популярностью не только потому, что здесь у артиста
крепли мышцы и налаживалась координация. Он был своеобразной балетной
"палатой мер и весов", где любой танцовщик имел возможность проверить,
не обманываясь, свою профессиональную подготовленность. Екатерина
Оттовна Вазем умерла 14 декабря 1937 года, не дожив буквально месяца до
своего девяностолетия в Ленинградском доме ветеранов сцены. |