Нина Тимофеева - российская
балерина. Нина Владимировна Тимофеева родилась 11 июня 1935 года в
Ленинграде. По окончании Ленинградского хореографического училища
(педагог Н. А. Камкова) в 1953-1955 годах выступала в Ленинградском
театре оперы и балета им. С. М. Кирова, в 1956-1988 годах - в Большом
театре. Тимофеева успешно выступала в классическом репертуаре:
Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро" П. И. Чайковского), Китри ("Дон Кихот"
Л. Минкуса), Аврора ("Спящая красавица" П. И. Чайковского), Жизель
("Жизель" А. Адана), Раймонда ("Раймонда" А. К. Глазунова) и др. Но
гораздо ближе ей оказалась современная хореография.
Тимофеева - одна из крупнейших трагических актрис балетного театра
второй половины 20 века. Обладая масштабностью движений, большим шагом,
высоким, сильным прыжком, четкостью и динамикой вращений, она всегда
подчиняла технику актерским задачам роли, выявлению сути и смысла
образа. Ее виртуозный, академически строгий танец сочетал "лед и
пламень", внутреннюю экспрессию и внешний лаконизм выразительных
средств. Балерина тяготела к характерам психологически сложным,
противоречивым, драматически-насыщенным. Ее героини - женщины волевые,
умные и гордые, одержимые одной страстью: будь то сила поглощающей их
любви или неистовая жажда власти, ради достижения которой они
переступают все запреты. Хореографическим откровением стал у Тимофеевой
образ Мехменэ-Бану в "Легенде о любви" А. Д. Меликова, поставленной Ю.
Н. Григоровичем. За сдержанной исполнительской манерой балерина скрывала
безысходность страданий восточной царицы, боль отверженности и
одиночества, напряженное борение чувств, доведенных до трагического
накала.
Помимо "Легенды о любви" Тимофеева была участницей еще двух этапных
премьер Григоровича - "Каменного цветка" С. С. Прокофьева (Хозяйка
Медной горы) и "Спартака" А. И. Хачатуряна (Эгина). Для нее ставили
спектакли Л. М. Лавровский ("Ночной город" на музыку Б. Бартока), О. М.
Виноградов ("Асель" В. А. Власова) и В. В. Васильев ("Макбет"). Партия
Леди Макбет - одна из вершин творчества балерины. Тимофеева много
снималась в оригинальных телебалетах, созданных специально для нее:
"Федра" А. Л. Локшина, "Белые ночи" на музыку А. Шенберга, "Московская
фантазия" на музыку В. П. Артемова, "Три карты" К. В. Молчанова.
В 1989 по окончании выступлений на сцене, Тимофеева начала работать
балетмейстером-репетитором Большого театра, а в 1991 уехала в Израиль со
своей дочерью Надей, молодой одаренной балериной, выпускницей
Московского хореографического училища. Занимается педагогической и
одновременно балетмейстерской деятельностью, сочиняет хореографические
номера для своих учениц. |