Алисия Алонсо - кубинская
балерина, хореограф и педагог. Алисия Алонсо родилась в Гаване 21
декабря 1921 года. Там же в 1931 году начала учиться балету. Уже в 9 лет
после своего первого урока в единственной в то время на Кубе частной
балетной школе русского балетмейстера Николая Яворского Алисия поняла,
что балет - это вся ее жизнь. Танцовщица продолжила обучение в США,
сначала в школе Анатолия Вильтзака и Людмилы Шоллар, затем в Школе
американского балета. После дебюта в 1938 году на Бродвее в музыкальных
комедиях "Великая леди" и "Звезды в твоих глазах" Алисия Алонсо начала
работать в труппе "Балле театр" в Нью-Йорке. Там она познакомилась c
хореографией Михаила Фокина, Джорджа Баланчина, Леонида Мясина,
Брониславы Нижинской, Джерома Роббинса, Агнес де Милль. И там же она
встретилась со своим будущим партнером Игорем Юшкевичем. Алисия Алонсо в
будущем собиралась развивать балетное искусство на Кубе и заразила своим
энтузиазмом Юшкевича. В 1947 году они впервые танцевали там вместе в
балетах "Аполлон Мусагет" и "Лебединое озеро".
Куба никогда не имела собственных балетных традиций. Не было известных
кубинских балерин. Не было подходящей сцены. Широкие народные массы не
были знакомы с этим видом искусства. Приходилось начинать с нуля. В
таких условиях Алисия Алонсо взялась осуществлять цель своей жизни -
создание Национального балета Кубы. Еще в 1946 году она приступила к
созданию своего коллектива. Осенью 1948 года кубинская пресса
опубликовала своеобразный "манифест" Алисии Алонсо о создании первой
кубинской профессиональной балетной труппы. Она действовала
стремительно, привлекла к делу своего супруга Фернандо Алонсо и его
брата, хореографа Альберто Алонсо, ей помогал присоединившийся к
новорожденной труппе Юшкевич. 28 октября 1948 года в театре "Аудиториум"
состоялось первое выступление "Балета Алисии Алонсо". А уже в декабре
труппа отправилась в первое зарубежное турне - в Венесуэлу и
Пуэрто-Рико. Это был необычный коллектив - ставку сделали не на
профессиональных хореографов, а на энтузиастов. Танцовщики сами ставили
одноактные балеты, каждый мог внести свой вклад в "танцевальный фонд"
труппы. В 1950 году была организована также балетная школа Алисия
Алонсо. Сама она все это время постоянно работала над новыми ролями.
Среди ее лучших партий - Одетта-Одиллия, Сванильда, Терпсихора, Жизель.
Работая над сценой сумасшествия, артистка посещала психиатрический
госпиталь, беседовала с врачами, наблюдала больных. До сих пор эта сцена
производит на зрителей ошеломляющее впечатление. Алисия Алонсо стала
первой исполнительницей партий в балетах Тюдора, Баланчина, де Милль.
После революции 1959 года новая власть объявила развитие балета и
хореографического образования одним из приоритетных направлений
культурной политики обновленной Кубы. Труппа Алисии Алонсо превратилась
в государственную структуру и получила название Национальный балет Кубы.
Она выступала в театрах и на площадях Гаваны, выезжала на гастроли в
другие провинции Кубы, балетные спектакли часто транслировались по
кубинскому телевидению. Потом НБК отправился в большую гастрольную
поездку по странам Латинской Америки, рассматривавшуюся новой властью в
качестве "культурного посольства кубинской революции". После этих
гастролей Юшкевич и Алисия Алонсо танцевали в балете "Коппелия",
поставленном 13 декабря на сцене театра "Аудиториум". Это было последнее
выступление их дуэта на Кубе. В апреле 1960 года обострение кубино -
американских по - литических противоречий положило конец плодотворной
совместной работе русского танцовщика, бывшего американским гражданином,
и кубинской балерины.
В 1967 году Алонсо создала один из самых ярких образов в своем
творчестве - образ Кармен в балете Альберто Алонсо. Это была вторая
редакция балета, который Альберто Алонсо поставил в Москве для Майи
Плисецкой. Партнером Алисии Алонсо выступил брат Майи Плисецкой Азарий.
Это была ее любимая постановка, балерина относилась к ней очень ревниво
и даже запрещала балетмейстеру ставить "её" балет с другими
танцовщицами. Алисия Алонсо объездила весь мир, пользовалась успехом в
таких "балетных" городах, как Париж, Милан, Вена, Неаполь, Москва,
Прага. Она поставила и несколько оригинальных балетов. За свое
творчество артистка получила многочисленные национальные и международные
награды. В 1999 году ЮНЕСКО вручила ей Медаль Пабло Пикассо за
выдающийся вклад в искусство танца. |