Elite-Home

Алвар Аалто

На главную ║ Назад    Знаменитые архитекторы

Алвар Аалто (Alvar Aalto)

 

   Алвар Аалто - финский архитектор и дизайнер. Алвар Аалто родился 3 февраля 1898 года в местечке Куортане, в ста километрах к юго-востоку от города Вааса, Финляндия. Вырос в деревне Алаярви, где, будучи еще студентом Технологического института в Хельсинки, он построил свой первый дом для родителей. В 1923 году, окончив институт, стал архитектором. В 1928 году в Турку Аалто открыл собственную контору. В это же время он спроектировал свой первый большой жилой массив для сельскохозяйственного кооператива, включающий конторы, квартиры и театр на 600 мест. Затем в 1928-1930 годах Аалто спроектировал и построил здание типографии для газеты "Турун-саномат" в Турку. Это первое крупное здание мастера, которое стало известно за пределами Финляндии. Вскоре здание туберкулезного санатория в Паймио выдвинуло Аалто в первые ряды архитекторов современности. Обычно сегодня называются три общественных здания, неразрывно связанных с прогрессом современной архитектуры: Баухауз в Дессау Вальтера Гропиуса, проект Дворца Лиги Наций в Женеве Ле Корбюзье и санаторий в Паймио Алваро Аалто (1929-1933).
   В 1938 году Аалто построил павильон для Сельскохозяйственной и лесной выставки в деревне Лапуа на севере Финляндии. Вертикальное членение, примененное в этом здании, в более утонченной форме встречается в последующих произведениях мастера. Одним из немногих зданий, в котором Аалто мог, как архитектор, свободно проявить свою индивидуальность, было здание городской библиотеки в Выборге. Построенное между 1927 и 1934 годами, оно было разрушено во время войны. Здание состоит из читального зала с его тщательно проработанными светильниками верхнего света и необычной формы аудитории с просторным, соединяющим их вестибюлем. В 1939 году был в Америке в связи со строительством финского павильона на Всемирной нью-йоркской выставке. Финский павильон был, несомненно, самым рискованным по замыслу архитектурным сооружением. Наклонная деревянная решетка высотой в три этажа в виде произвольно очерченной кривой ограничивала внутреннее пространство павильона. Решетка состояла из трех секций, каждая из которых несколько выступала одна над другой. В то же время вся конструкция была наклонена вперед под небольшим углом, что усиливало впечатление непрерывного движения. Деятельность Аалто в Финляндии включала также значительные объемы проектирования промышленных объектов - от отдельного завода до устройства на новом месте целых индустриальных комплексов в послевоенный период.

   Подход Аалто к планировке города стал ясным уже в его проекте поселка и завода в Суниле (1937-1939). Во всех последующих проектах Аалто, начиная от проекта экспериментального города (1940), центра города Сейняйоки (1960) и кончая строительством культурного центра в Хельсинки, отражаются те же принципы. В послевоенные годы Аалто, используя такие традиционные для Финляндии материалы, как кирпич, гранит, красная медь и дерево, ищет новые пути использования их свойств. Прием впервые воплотился в здании муниципального центра поселка Сяйнатсало (1950-1952). Затем получил развитие в крупных столичных постройках конца пятидесятых годов: Дом культуры рабочих организаций (1955-1958) и государственное управление пенсионного обеспечения (1952-1957) в Хельсинки. Преобразованная в многообразный ритм пространств и объемов, такая система определяет и композицию главного здания Политехнического института в Отаниеми (1963-1966), крупнейшего произведения мастера. Лучший зарубежный проект Аалто - спортивный и культурный центр в Вене (конкурс 1953 года), к сожалению, не был осуществлен. В зале на двадцать пять тысяч мест предусматривались изогнутое подвесное покрытие и скошенные стены главного фасада.
   В начале 1960-х годов казалось, что в творчестве Аалто начался спад. Его постройки в Финляндии не были значительны, а в произведениях, строившихся за рубежами страны, появилась холодная, надуманная вычурность: высотный дом в Бремене (1963), культурный центр в Вольфсбурге (1959-1962). Но здание Политехнического института в Отаниеми, комплексы в центрах Рованиеми и Сейнайоки, завершаемые к концу десятилетия, не уступают лучшим постройкам прошлых лет. Умер Алвар Аалто 11 мая 1976 года в Хельсинки.
   Источник: http://persona.rin.ru/.
   Концертный зал "Финляндия" в Хельсинки, 1962-1971 года
  
   Театр в Эссене, 1983-1988 года, Германия
 

На главную ║ Назад    Знаменитые архитекторы

Рейтинг@Mail.ru